Не слышен голос мудрых аксакалов
От тюркского «аксакал» означает – белобородый старец, глава рода, старейшина аула, почтенный человек. В одном слове сокрыто почтение и обходительность, жизненный опыт и народная мудрость, приобретенные годами. В давние времена казахи, уйгуры, киргизы, узбеки и другие тюркоязычные народы почтительное отношение к пожилым людям прививали детям с раннего детства. Статус аксакалов был непререкаемым, родственные либо дружеские связи тут роли не играли - почет и уважение оказывались всем дедушкам и бабушкам без исключения. Их назиданиям не перечили, к мнению прислушивались, словам напутствия внимали и беспрекословно выполняли их волю.
Аксакалы заботились о чести семьи, целого народа, защищали его, крепили дух и силу воли батыров, воспитывали молодежь, сохраняли традиции. Совет старейшин того времени мог жестоко покарать совершивших преступление, изгнать из аула или дать второй шанс. Кроме того, этот же совет поддерживал политику действующего хана или правителя, не выступал против его власти. Они несли мир и спокойствие, стабильность и благополучие своему народу.
Самые влиятельные старцы выполняли роль биев и решали любые разногласия, семейные конфликты, судебные споры и междоусобицы, являлись вторыми после правителей людьми. Они были грамотными дипломатами и политиками своего времени, имели власть и непререкаемый авторитет. Жители аула их уважали и всецело доверяли им.
Если задаться сегодня вопросом, в чем заключается миссия людей старшего поколения, наших убеленных сединой аксакалов, то ответ вроде бы очевиден. Конечно же, их долг – встречаться с молодежью, делиться жизненным опытом, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой морали и нравственности, любви к Родине, трепетного отношения к духовным ценностям народа. А еще в том, чтобы говорить правду, критиковать недостатки, бичевать пороки, бить тревогу по поводу негативных процессов, происходящих в молодежной среде. Все это так. Но вот выполняют ли они эту самую миссию? Однозначного ответа, к сожалению, нет. Ибо одних вообще не видно, другие предпочитают беззаботную жизнь. И лишь немногие занимают активную жизненную позицию, словами, делами и поступками подтверждая свой особый статус мудрецов.
Общеизвестно, что с течением времени, со сменой эпох меняются и люди, их менталитет, психология, отношение к ценностям, восприятие окружающей действительности, образ жизни, привычки и т.д. Но я почему-то всегда думала, что это самое время не властно над нашими мудрыми аксакалами. Что они всегда остаются самими собой, не поддаваясь новым идеологиям, насаждению чуждых нам ценностей, соблазнам цивилизации. Что их особый статус носителей духовных ценностей, хранителей наследия предков, людей, наделенных обостренным чувством ответственности за последующие поколения, незыблем.
Но чем дальше, тем больше убеждаюсь в ошибочности своего мнения. Оказалось, что и они, как и все мы, подвержены бегу времени, меняющимся обстоятельствам, далеко не всегда способны плыть против течения, оставаясь самими собой. Так чем же объяснить такую метаморфозу, случившуюся с нашими аксакалами? Чем продиктована такая пассивность в обществе? Почему утратили былые позиции по сравнению со своими предками? Соответствуют ли они своему статусу мудрых и почитаемых окружающими аксакалов?
Найти ответы на все эти вопросы я попыталась вместе с неравнодушным человеком, уважаемым в нашем регионе ветераном, тружеником тыла 83-летним Адильханом Болатбековым.
- С 1956 года я преподавал математику в городских и сельских школах нашего района, - рассказывает Адильхан ата. - В 1994 году вышел на пенсию, но профессиональных математиков не хватало, и я еще тринадцать лет продолжал педагогическую деятельность в разных школах. Поэтому рассуждать о воспитании молодежи, проводить грань между советским и демократическим обществом, говорить о тогдашнем и нынешнем мировоззрении людей, думаю, имею полное право. Ведь не одно поколение молодых, инициативных людей росло у меня на глазах, формируясь в личности с собственными взглядами и убеждениями.
Искателей легких путей в советское время можно было по пальцам пересчитать. С пеленок детей учили быть идейными, следовать завету Ильича «Учиться, учиться и учиться!». И действительно, все учились, часами просиживали в библиотеках, взахлеб читали произведения известных классиков, выдавали миру поистине великие открытия. А что сейчас? А сейчас книги заменил интернет. Он стал для них всем. Молодые люди больше надеются на своих родителей, а не на свои знания. Возникающее в раннем детстве стремление быть самостоятельным из-за чрезмерной опеки родителей превращается в пустое безразличие, эгоизм. В итоге опекаемое чадо во всем полагается на отца и мать: мол, папа решит, сделает или мама уберет, поможет. А спустя время это самое чадо с горем пополам оканчивает институт, получает диплом, с помощью родителей устраивается на работу. Но пользы от такого работника никакой.
Скажите, много ли сегодня среди молодых людей тех, кто мечтает покорить горные вершины, совершить кругосветное путешествие или, как бы банально это ни звучало, полететь на Луну? Думаю, таких мечтателей найдется мало. А между тем примеров такого энтузиазма в истории казахского народа великое множество. Взять хотя бы выдающегося казахского мыслителя, поэта, философа Абая Кунанбаева, великого ученого Шокана Уалиханова, подаривших миру удивительные открытия, прекрасные произведения. Во многом этому способствовало воспитание любимых бабушек Зере и Айганым. Их увлекательные рассказы, мудрость, знание лучших народных традиций и обычаев, древних легенд и сказаний сыграли большую роль в становлении и формировании мировоззрений Абая и Шокана. Именно бабушки пробудили в своих внуках интерес к истории, культуре, творчеству казахского народа, привили любовь и уважение к вечным истинам, являющимся духовной опорой в жизни целого народа.
Я часто задаю себе вопрос: есть ли в современных семьях такие бабушки, как Зере и Айганым, или аксакалы, воспитывающие потомство в лучших традициях казахского народа? Есть ли польза от тех же советов ветеранов в воспитании молодежи, формировании личностей? Можем ли мы сказать, что они находятся, как говорится, на передовой «строительства» человеческих душ? Боюсь, что ответы на все эти вопросы могут быть больше отрицательными, чем положительными. Ситуация такая, что есть о чем задуматься.
Адильхан Болатбеков больше говорил о негативных процессах, происходящих в молодежной среде и о своем личном опыте воспитания детей. Я же думаю, если по существу вопроса, то причин здесь несколько.
Во-первых, времена нынче другие. Изменились образ жизни и нравы. Раньше семьи были патриархальными, когда в одном доме или в одном дворе жили представители трех поколений – родители с детьми и их родители. Процесс был непрерывным – детей воспитывали как отец с матерью, так и дедушки с бабушками. Сегодня этого уже нет. Все живут врозь, зачастую даже в разных населенных пунктах. По этой причине люди старшего поколения изолированы от своих детей и внуков. Следовательно, у них нет возможности заниматься их воспитанием, учить премудростям.
Во-вторых, наши аксакалы сегодня не востребованы. Они как бы и не нужны обществу. Раньше, в советское время, помнится, была мощная системная идеология по формированию личности, воспитанию детей и молодежи. Надежно действовала цепочка: семья – детский сад – школа – ВУЗ – коллектив – общество. И все были задействованы в этом процессе, и старшее поколение в том числе. Со временем все это разрушили, а взамен ничего толком и не придумали. Поэтому те же аксакалы как бы «выпали» из общественной жизни. Мне могут возразить: мол, советы ветеранов же есть, они же действуют. На это я скажу, что они больше напоминают клубы по интересам. Они просто кучкуются, общаются, по-своему проводят время. И при этом мало влияют на процесс воспитания молодежи.
Ну и, наконец, в–третьих, сами аксакалы уже не те, что были раньше. Другое сознание, другое мышление. В силу объективных и субъективных факторов, о которых я уже говорила. Привыкли к невостребованности. К тому же у них самих стало меньше альтруизма, поубавилось энтузиазма. Да и годы дают знать. А потом, согласитесь, наверное, легче сидеть дома, восседать за дастарханами или перерезать те же ленточки во время различных мероприятий, чем возиться с детьми и молодыми.
Думается, что в этой ситуации необходимо возродить институт семьи, сформировать идеологию воспитания личности по той самой цепочке, о которой уже шла речь. И подтянуть к этому процессу всех наших аксакалов. Тогда и у них появится интерес. А мудрости и жизненного опыта у них хватает. И давайте не забывать, что они являются «мостиком» между прошлым, настоящим и будущим. Именно они – носители духовных ценностей, хранители наследия предков.
Асель Мукашева, Панфиловский район