Время бичевать общественные пороки
Современное казахстанское общество продолжительное время не перестают лихорадить различные социальные проблемы. Главными же бедами сегодня являются: леность, праздность и иждивенчество. Три страшных бича, которые стали, к сожалению, настолько привычными и обыденными, что не вызывают какого-либо осуждения, неприятия или отторжения среди людей. В чем причина этого? Есть ли способ переломить ситуацию? Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами.
Социальная леность является понятием психологическим. Специалисты утверждают, что носит она острый общественный характер, когда большая часть здоровых, образованных и трудоспособных сограждан демонстрируют нежелание трудиться и созидать во благо других, не готово сплотиться с коллективом и преследует собственные выгоды в ущерб окружающим. Такие люди – грубые индивидуалы и исключительные потребители. Давайте честно признаем то, что этот негативный феномен, практически неизвестный нам пару десятилетий назад, сейчас стал повсеместной обыденностью, частью общественного сознания. И это, как ржа, разъедает фундамент, на котором строятся экономическое развитие, благосостояние народа, авторитет государства на мировой арене.
Ни в коем случае нельзя недооценивать губительность влияния трех рассматриваемых понятий и их масштабности в разрезе государства. Как показывает история, в прошлом есть наглядные примеры того, что лень и праздность приводили к распаду величайших империй, в числе которых Османская и Древнеримская.
Размышляя на эту тему, невольно приходишь к выводу, что в основе потребительского поголовного мышления лежит ярко выраженная диспропорция между группами граждан, задействованных в реальном производственном секторе и теми, кто в силу сложившейся ментальности не желает трудиться, прилагая усилия, а стремятся восседать в удобных креслах в уютных кабинетах и прожигать жизнь на тоях и в беззаботных развлечениях. Об этих порочных и пагубных чертах очень критично и бескомпромиссно высказывался в своих «Словах назидания» великий Абай. От них мы, к огромному сожалению, не смогли избавиться до сих пор.
«Я бы в токари
пошел...»
Согласно статистическим данным, доступным в открытых источниках можно считать, что на все народонаселение Казахстана численностью восемнадцать миллионов граждан, доля тех, кого можно отнести к людям труда, не превышает 15%. Речь при этом не идет о нетрудоспособных, пенсионерах и учащихся. Не в чести сегодня доярки, строители, токари, трактористы. В прошлом - культ востребованности этих профессий и глобальное чувство уважения к ним. Выгодней и сытней быть чиновником, юристом, таможенником. И ни для кого это не секрет. Деградирован, а может быть и полностью уничтожен государственный институт по прививанию нашей тяги к работе на конкретный результат.
А ведь когда-то это делалось со школьной скамьи, на уроках труда, на обязательных выездах на сельхозработы в совхозы и колхозы. С высоты прошедших лет мы видим, что практика эта была правильной и нужной. Ее плоды можно в некоторых случаях увидеть и сейчас. Только происходит это на нашу беду все реже и реже. Поколению созидателей на смену приходит поколение праздных иждивенцев, что не может не тревожить прогрессивно настроенную и мыслящую на перспективу часть гражданского общества. Критикуя создавшееся положение, было бы правильно высказать предложения. А они лежат на поверхности. Нужно вернуться к тому, что забыто. Необходимо с самых ранних лет вовлекать детей в коллективную трудовую жизнь, повсеместно и масштабно повышать престиж трудовых профессий, создавать базу по профобучению, во всех информисточниках каждодневно рассказывать о тех или иных трудовых успехах.
Во времена СССР доярки и сталевары, будучи народными избранниками, заседали в президиумах и колонных залах, пользуясь непререкаемым авторитетом и высочайшим уважением. А вернувшись с партсъездов, честно и с полной самоотдачей работали бок о бок с рядовыми согражданами на фермах и заводах. Для трезвомыслящего современника очевиден тот факт, что сегодня республика остро нуждается в смене идеологических ориентиров. Нужно искусственно повышать престиж людей, не боящихся замарать руки на стройке или отстоять смену у токарного станка в цехе. И уверен, что результаты не заставят себя ждать. Конечно, не сразу, но мы все научимся неприятию иждивенчества и праздности. Для этого понадобится отдельная разработка и финансирование новых республиканских и региональных программ и годы для их реализации. Что ж, это целесообразно. И чем раньше уполномоченные органы и ответственные руководители повернутся к решению проблемы лицом, тем лучше. Тем быстрее казахстанцы достигнут высоких и амбициозных целей, озвученных Первым Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в своей программной статье «Социальная модернизация: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда». Елбасы со свойственной ему глубиной предвидения четко определил приоритеты, к которым должны стремиться современники. Чтобы добиться процветания, быть конкурентными и уверенными в завтрашнем дне, нужно осознать иллюзорность потребительства, заменить массовое иждивенчество производительным, а не виртуальным трудом. Требуется изжить социальный инфантилизм и мотивировать широкие массы к честной трудовой деятельности. Вот тогда наша молодая суверенная республика сможет противостоять всем глобальным рискам и вызовам.
Иждивенчество
сродни тунеядству?
Говоря об иждивенчестве, нужно отметить, что не все в этом вопросе так уж однозначно. Мы имеем в виду антисоциальную ее составляющую. Когда здоровые, сильные люди сидят у государства на шее, пользуются незаслуженной помощью и привилегиями с его стороны и вдобавок требуют для себя еще больше халявных благ. Другое дело – это по-настоящему нуждающиеся многодетные семьи, малообеспеченные граждане и люди с особыми потребностями, не имеющие возможности достойно себя прокормить. Таким категориям граждан надо помогать больше и чаще, предупредительно окружая их заботой и искренним сочувствием. Но, это ни в коей мере не может относиться к любителям дармовщинки и разгульных застолий. Кстати, очень емко и принципиально о различных празднествах в одном из своих выступлений высказался Президент Касым-Жомарт Токаев: «Время тоев ушло, наступила пора труда, знаний и разума. Именно они сегодня выходят на первый план. Мы должны в корне пересмотреть отношение общества к труженикам».
Читатель, а тебе не кажется, что иждивенчество сродни тунеядству? Люди постарше хорошо помнят, что во времена бывшего Союза в Уголовном кодексе была статья, которая предусматривала для граждан, уклоняющихся от труда, реальный тюремный срок.
По закону тунеядец, не приносящий пользу своей работой обществу, отправлялся за решетку сроком от шести месяцев до одного года. На зоне лицам, ведущим паразитирующий образ жизни, прививали любовь и уважение к труду очень быстро. Статья эта была введена в Уголовный кодекс в 1961 году и была отменена только в 1991 году.
Памятуя о том, что все новое – это хорошо забытое старое, невольно возникает мысль, а не стоит ли нам вернуться к опробованной практике наказывать дармоедов. Конечно, современное казахстанское законодательство отличает гуманизм и терпимость к подобным проявлениям. И реальные сроки гражданам, живущим за счет других, никогда грозить не будут. Но, как нам кажется, другие механизмы воздействия на лентяев разработать и внедрить было бы правильно, хотя бы те же самые штрафы. А иначе ликвидировать беду будет невозможно, не получится вытащить из-за пазухи у государства иждивенцев и лентяев.
Андрей Ярополов