Социальный проект «Сапалы өнім»
На площадке Региональной службы коммуникации прошел брифинг по вопросам защиты прав потребителей, на котором выступили руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК по Алматинской области Нұрсұлтан Жұмаділ, представитель общественного объединения «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» Эльмира Хисматуллина и руководитель отдела контроля требований технических регламентов департамента санитарно-эпидемиологического контроля области Балжан Кенжеғұл.
В течение 10 месяцев 2024 года в департаменте было зафиксировано 884 обращения от жителей, что на 67% превышает прошлогодние показатели, - отметил первый спикер Нұрсұлтан Жұмаділ. - Важные изменения произошли в сфере защиты прав потребителей области. Согласно данным, было восстановлено прав на сумму 21 миллион 361 тысяч тенге. Это на 68% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Это свидетельствует о повышенной осведомленности населения о своих правах и готовности бороться за их соблюдение.
Следует отметить, что департаментом проведены четыре внеплановых проверки, в результате которых выявлены 16 нарушений и применены административные санкции в виде предупреждений. Кроме того, по одному делу наложен штраф в размере 30 МРП (111 тыс. тенге).
- Сегодня обеспечение продовольственной безопасности – главная задача, поставленная Главой государства. Социальный проект «Сапалы өнім» был инициирован в рамках реализации Послания Президента Касым-Жомарта Токаева. Проект обеспечивает защиту внутреннего рынка от некачественной и опасной продукции. В этот процесс вовлекаются не только государственные органы, но и неправительственные организации, представители местных органов власти и бизнес-сообщество, - подчеркнул Нұрсұлтан Жұмаділ.
В свою очередь, Эльмира Хисматуллина рассказала о том, что проделана большая работа по защите прав потребителей во многих областях и городах Казахстана в сотрудничестве с территориальными департаментами торговли и защиты прав потребителей. В Алматинской области для анализа были выбраны 14 видов образцов продовольственной и 8 видов непродовольственнной продукции. Все эти товары передали в аккредитованные лаборатории для исследования. Так, выяснилось, что на ярлыке детских джинсов отсутствовали данные на казахском и русском языках - такие как наименования продукции, страны-изготовителя, информация о производителе и его юридическом адресе, состав материала, размер изделия, дата изготовления. Непонятен ни состав, ни применявшиеся красители, а это значит, что у детей особенно с чувствительной кожей изделие может вызвать аллергическую реакцию.
Было обнаружено несоответствие некоторых кислот нормативным показателям по натуральному молочному продукту «Кефир нормализованный», изготовленному ООО «Умут и Ко», Кыргызстан. Концентрация каприловой кислоты составила 2,7 при нормативных показателях 1-2.
Каприловая кислота образуется в результате разложения жиров в молоке. Это бывает, если молоко было некачественным, нарушены условия его хранения или оно получено от коров с проблемами здоровья. А это может нести потенциальную угрозу потребителям, - разъяснила спикер. - Публикации по каждому факту выявленных несоответствий в закупленных образцах потребители могут найти, посетив сайты интернет-изданий zakon.kz и nur.kz, там же можно пополнить свои правовые знания.
Чтобы защитить свои права и здоровье, эксперты рекомендуют следующее:
Всегда проверяйте наличие полной и достоверной маркировки на упаковке продукции. В нашей стране важно, чтобы информация была представлена на казахском и русском языках и содержала полную, достоверную и своевременную информацию о товаре.
При обнаружении нарушений не стесняйтесь и обращайтесь в соответствующие органы, чтобы сообщить о проблеме и инициировать необходимые проверки в рамках законодательства Республики Казахстан.
Эти шаги помогут не только защитить права потребителей, но и обеспечить более высокий уровень безопасности и качества продукции на рынке.
Рахат СМАГУЛОВА, город Қонаев