Послание Президента – руководство к действию
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана 5 октября 2018 года обратил внимание на переплетение глобальных и локальных проблем. В этих условиях залогом успешности государства становится развитие главного богатства – человека.
Поэтому каждому руководителю нужно изменить подходы в работе. Главным приоритетом должен стать рост благосостояния казахстанцев, который зависит от стабильного роста доходов и качества жизни. Президент отметил, что благосостояние растет, когда человек трудолюбив, является профессионалом своего дела, получает достойную заработную плату или имеет возможность открывать и развивать собственное дело. Считаем, что каждому из нас нужно позаботиться о повышении своей профессиональной квалификации и повышении уровня личностного роста.
От вклада каждого человека зависит прогресс нашего общества, и даже рост экономики страны, ведь только совместными усилиями мы сможем создать Общество Всеобщего Труда. Один из аспектов, который отметил Президент, это повышение качества жизни. Вопросы качества и доступности образования, здравоохранения, жилья, комфортного и безопасного проживания касаются каждой казахстанской семьи. В связи с этим, Президент дал поручение Правительству пересмотреть приоритеты бюджетных расходов с акцентом на социальном секторе, безопасности и инфраструктуре. Так, Президент поручил Правительству и акимам построить не менее 100 физкультурно-оздоровительных комплексов.
Также Президент призвал эффективно использовать имеющиеся спортивные сооружения, особенно при школах, обустраивать дворы, парки, скверы для занятий физкультурой. Мы поддерживаем инициативу Президента и считаем, что каждый человек, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, обязан заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься физической культурой.
Каждый из нас должен понимать, что успех реформ зависит от четкого понимания их сути и важности для процветания Казахстана. Для того, чтобы реформы, предложенные Президентом, успешно реализовались, мы все должны консолидироваться и приложить усилия. Особое внимание уделено развитию сферы образования: развитию образования дошкольного, среднего и высшего звеньев. Планируется выделить 50 млрд тенге на строительство школ, внедрить эффективные методы и стандарты обучения. Оснащение всех школ и детсадов системами видео-
наблюдения, усиление работы школьных психологов и принятие Закона «О статусе педагогов». Это комплексные меры, которые должны вывести всю систему школьного и дошкольного образования на качественно новый уровень.
Наряду с этим намечено повышение зарплаты учителей и врачей, увеличение в ближайшие годы расходов на образование и здравоохранение до 10 процентов от ВВП. Это чрезвычайно высокий уровень, достижение которого должно дать мощный импульс развитию данных сфер. И, конечно же, формирование главного критерия эффективности вузов через способность выпускников трудоустроиться на высокооплачиваемую работу. Этот критерий гласно или негласно применяется во всем мире. В конце концов именно это и является главной целью каждого абитуриента, выбирающего вуз. Будем надеяться, это запустит механизм естественного отбора среди университетов, стимулирует их развитие и даст импульс повышению качества образования до международных стандартов.
Одним из ключевых направлений проводимых в Казахстане социально-экономических преобразований является трансформация системы образования. Безусловно, позитивным моментом является изменение подходов к организации процесса дошкольного образования. Ушло в прошлое восприятие детских садов как организаций, в чьи задачи входит только высвобождение свободного времени для желающих работать родителей. Ушло в прошлое и понимание учреждений дошкольного образования как организаций, формирующих из детей носителей необходимых для освоения школьной программы знаний. Современные учреждения дошкольного образования в первую очередь должны быть ориентированы на раскрытие индивидуального потенциала ребенка.
Первой задачей, стоящей перед государством и обществом, является обеспечение максимально возможного охвата детей дошкольным образованием. На текущий момент в Казахстане охват дошкольным образованием детей 3–6 лет составляет 93,1%. Начиная с этого года (2018) в городах Астана, Алматы и Шымкент, а также в 25 городах и 6 районах областей (Актюбинская, ВКО, ЗКО, СКО, Карагандинская, Павлодарская, ЮКО, Мангистауская) запущена автоматизированная система постановки на очередь и выдачи направлений в детские сады.
Немаловажным направлением является обеспечение безопасности детей во время пребывания в детском саду. Как уже упоминалось в этой статье, сегодня в учреждениях дошкольного образования активно внедряются системы видеонаблюдения, позволяющие родителям иметь удаленный доступ к этим системам, чтобы видеть, чем в настоящий момент занят их ребенок. Параллельно решаются вопросы о повышении уровня компетенции и статуса работников педагогической сферы. И, как уже отмечалось, самой важной задачей является изменение парадигмы дошкольного образования. Переход на 12-летнее школьное обучение позволил «разгрузить» дошкольные учреждения, передав функции обучения грамоте и счету начальной школе. Теперь детские сады могут использовать свою особую атмосферу для развития у маленьких казахстанцев важных для их будущей жизни навыков – креативности, коммуникабельности, критического мышления и командного духа. Эти четыре «К» лягут в основу новой модели учреждений дошкольного образования
Сегодня именно учителя – лидеры модернизационных изменений в Казахстане. В современных условиях большое внимание уделяется реформированию системы образования, внедрению новых стандартов обучения. Однако важно не забывать, что в центре всего этого модернизационного процесса находится педагог.
По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в стране насчитывается 18 745 образовательных организаций, 535 тысяч педагогических работников. Образовательная система в общей сложности охватывает около 5 миллионов граждан. По данным на 2018 год, в Казахстане обучаются порядка 860 тысяч детей в учреждениях дошкольного образования, немногим более 3 миллионов – в школах, более одного миллиона являются студентами вузов, колледжей, техникумов.
Современным педагогам приходится работать в условиях достаточно высокой конкуренции. Поэтому вопросы повышения статуса и имиджа педагога требуют особого внимания и поддержки. Средний портрет учителя и преподавателя в Казахстане выглядит следующим образом: возраст – 41 год, стаж работы – 16 лет, язык преподавания – казахский, русский, английский.
В зону ответственности учителей школ, преподавателей вузов, колледжей и техникумов входит развитие человеческого потенциала, а также развитие навыков, умений и компетенций, которые будут нужны в XXI веке и конкретно для поколений Y и Z. Мы живем в эпоху динамичных информационных, технологичных изменений, и человек должен оставаться в эпицентре. Особенно важно, что в Послании этого года (5 октября 2018), прозвучавшем в преддверии Дня учителя, казахстанские педагоги увидели высокую оценку своего труда, внимание к решению проблем людей, вовлеченных в систему образования.
В целом Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева станет новым драйвером для реализации существующих государственных программ и повышения благосостояния казахстанского народа.
Асият Искакова,
старший преподаватель
кафедры русского языка и литературы
Казахского государственного
женского педагогического университета.