В Алматы обсудили модернизацию Центров занятости
В Алматы прошли семинары по итогам проведенной работы по совершенствованию деятельности Центров занятости (ЦЗ) населения Республики Казахстан. Мероприятия состоялись в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест», реализуемого Министерством труда и социальной защиты населения РК при финансовой и технической поддержке Всемирного банка. Участники семинаров обсудили текущую ситуацию и перспективы развития казахстанского рынка труда.
Центр исследования общественного мнения представил итоги социологического опроса, которые в целом демонстрируют положительное отношение соискателей и работодателей к деятельности ЦЗ. Так, половина респондентов из числа соискателей отметили, что в ЦЗ их проконсультировали по вопросам занятости (53%), бесплатного переобучения (21%), трудоустроили на общественные работы (21%), на работу по профессии (11%). Вместе с тем, часть соискателей высказала негативное мнение по поводу качества информационной системы, отсутствия подходящих вакансий, работы по специальности и т.д.
О своем опыте взаимодействия с ЦЗ рассказали и работодатели: большей части обратившихся помогли найти работников по требуемым специальностям (38%), треть работодателей проконсультировали по вопросам подбора персонала, помогли найти разнорабочих (24%) и временно работающих сотрудников (19%). Наиболее распространенными пожеланиями были: ускорение документооборота, переход на электронную базу данных, увеличение количества специалистов и информирование о ситуации на рынке труда. Большинство респондентов среди соискателей (70,2%) и работодателей (79%) полностью удовлетворены работой Центров занятости, однако эксперты обратили внимание на необходимость устранения недостатков для повышения эффективности ЦЗ.
Эксперты общественного фонда K-Bagdar на основе проведенного исследования опыта развитых стран представили план мероприятий по модернизации и улучшению оказания услуг ЦЗ, который включает следующие основные направления: повышение доверия к центрам занятости, увеличение значимости пособий, работу с молодежью и лицами старше 50 лет, систему профориентации школьников, преференции для работодателей, стратегию информационно-разъяснительной работы, повышение квалификации сотрудников ЦЗ.
Так, предлагаются меры по привлечению на работу молодежи путем экономического стимулирования компаний – покрытия расходов по социальным и налоговым отчислениям за счет государства, создания Центра карьеры молодежи при ЦЗ, трудоустройства школьников старших классов в свободное от учебы время на общественные работы по планируемой специальности, а также посредством профориентационной работы со школьниками с помощью цифровой системы KASIP.
Среди мер по поддержке работодателей эксперты выделили предоставление частичного субсидирования заработной платы работодателям, нанимающим инвалидов, покрытие части потерянного дохода квалифицированных работников за сокращенное рабочее время для недопущения сокращения рабочих мест, предоставление государственных грантов для повышения квалификации сотрудников. По мнению экспертов, внедрение таких методов стимулирования позволит увеличить долю занятости, сохранять и наращивать количество квалифицированных кадров.
Эксперты также предлагают повысить медийную активность ЦЗ, в том числе в социальных сетях, активизировать информирование населения о ситуации на рынке труда и предоставляемых услугах.
Особое внимание эксперты обращают на развитие навыков soft-skills, совершенствование знаний, умений, навыков и компетенций самих сотрудников государственных служб занятости. Акцент на soft skills, так называемые «гибкие» или социальные навыки – умение налаживать коммуникации, управлять временем, лидерские качества, креативность и другие - это устойчивый тренд на современном рынке труда.
Согласно ожиданиям исследователей, разработанные меры поспособствуют долгосрочному и продуктивному трудоустройству граждан.
Министерство труда и социальной защиты населения РК