Спасибо за статью!
Здравствуйте, уважаемая редакция! Прочитала статью журналиста Мурата Туганбаева об инклюзивном образовании («Огни Алатау», суббота, 18 января 2020 года).
Эта тема мне очень близка. Будучи работником социальной сферы, я каждый день сталкиваюсь с детьми-инвалидами, их родителями и не понаслышке знаю о том, что волнует как малышей, так и их родителей и опекунов.
Инклюзивное образование – это результат развития идей гуманизма. Оно основано на исключительности и уникальности человеческой личности, ее праве на достойную жизнь независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации.
Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:
• признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
• повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
• реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
• избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
• анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
• различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
• признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
• улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
• признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
• развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.
Инклюзивное образование способствует адаптации личности ребенка. Основной принцип инклюзивного подхода заключается в том, чтобы дети чувствовали себя равными в коллективе, имели возможность свободно общаться и развиваться.
В свое время в 2017 году мне удалось побывать на Форуме социальных работников Казахстана. Там говорили о том, что уже к середине нынешнего столетия в каждой второй семье могут родиться дети с ментальными нарушениями. Уже сегодня, к сожалению, инвалидность молодеет. И общество зачастую отгораживается от особенных детей через различные спецшколы и интернаты. Я не против того, чтобы такие учебные заведения были. У родителей и самое главное – у детей всегда должен быть выбор: идти в специнтернат или в обычную общеобразовательную школу. И ребенок, и родители ничего не должны доказывать окружающим!
Если мы говорим об инклюзии, может просто сделать так, чтобы общество подстроилось под нужды лиц с инвалидностью, а не наоборот – это важно.
В определении детей в какие-либо учебные заведения важна роль психолого-медико-педагогических комиссий. И здесь крайне важно, чтобы работники этих комиссий совместно с родителями решали вопрос инклюзии ребенка в школу или другое учебное заведение.
Несомненно одно: проблема принципа равных возможностей в обучении для особых детей важна и требует дальнейшего углубленного изучения и развития. Ведь все, что нужно на законодательном уровне, уже сделано: Казахстан присоединился к Конвенции о правах инвалидов, успешно приступил к ее реализации. Теперь же, строго соблюдая все, что прописывает наше законодательство в плане обучения лиц с особыми потребностями, мы, без сомнения, придем к торжеству принципа «включения» детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.
А еще большое спасибо за статью и за то, что именно в вашем издании столько внимания уделяется проблеме созидания безбарьерной среды для людей с особыми потребностями.
Лязат Абдрахманова,
г. Талгар.