Суббота, 23 Ноября 2024

Спасибо за статью!

Спасибо за статью!

Здравствуйте, уважаемая редакция! Прочитала статью журналиста Мурата Туганбаева об инклюзивном образовании («Огни Алатау», суббота, 18 января 2020 года).

Эта тема мне очень близка. Будучи работником социальной сферы, я каждый день сталкиваюсь с детьми-инвалидами, их родителями и не понаслышке знаю о том, что волнует как малышей, так и их родителей и опекунов.

Инклюзивное образование – это результат развития идей гуманизма. Оно основано на исключительности и уникальности человеческой личности, ее праве на достойную жизнь независимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями и достижениями современной цивилизации.

 Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:

•    признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

•    повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

•    реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

•    избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

•    анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

•    различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

•    признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

•    улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

•    признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;

•    развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

 

Инклюзивное образование способствует адаптации личности ребенка. Основной принцип инклюзивного подхода заключается в том, чтобы дети чувствовали себя равными в коллективе, имели возможность свободно общаться и развиваться.

В свое время в 2017 году мне удалось побывать на Форуме социальных работников Казахстана. Там говорили о том, что уже к середине нынешнего столетия в каждой второй семье могут родиться дети с ментальными нарушениями. Уже сегодня, к сожалению, инвалидность молодеет. И общество зачастую отгораживается от особенных детей через различные спецшколы и интернаты. Я не против того, чтобы такие учебные заведения были. У родителей и самое главное – у детей всегда должен быть выбор: идти в специнтернат или в обычную общеобразовательную школу. И ребенок, и родители ничего не должны доказывать окружающим!

 Если мы говорим об инклюзии, может просто сделать так, чтобы общество подстроилось под нужды лиц с инвалидностью, а не наоборот – это важно.

В определении детей в какие-либо учебные заведения важна роль психолого-медико-педагогических комиссий. И здесь крайне важно, чтобы работники этих комиссий совместно с родителями решали вопрос инклюзии ребенка в школу или другое учебное заведение.

Несомненно одно: проблема принципа равных возможностей в обучении для особых детей важна и требует дальнейшего углубленного изучения и развития. Ведь все, что нужно на законодательном уровне, уже сделано: Казахстан присоединился к Конвенции о правах инвалидов, успешно приступил к ее реализации. Теперь же, строго соблюдая все, что прописывает наше законодательство в плане обучения лиц с особыми потребностями, мы, без сомнения, придем к торжеству принципа «включения» детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.

А еще большое спасибо за статью и за то, что именно в вашем издании столько внимания уделяется проблеме созидания безбарьерной среды для людей с особыми потребностями.

Лязат Абдрахманова,

г. Талгар.

Другие новости

Первые шаги центра «Ерекшем»

Первые шаги центра «Ерекшем»

В Карасайском районе действуют различные учреждени...

  20.11.2024   270
Сильные и успешные женщины меняют село

Сильные и успешные женщины меняют село

Накануне в Доме культуры прошло финальное мероприя...

  20.11.2024   303
Социальный проект «Сапалы өнім»

Социальный проект «Сапалы өнім»

На площадке Региональной службы коммуникации проше...

  19.11.2024   346
Борьба за надежду

Борьба за надежду

По итогам конкурса проектов в поддержку жертв генд...

  18.11.2024   350
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.