Основные положения Административного процедурно-процессуального кодекса
С 1 июля 2021 года введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс (далее - АППК), регулирующие общественные отношения между государственными органами и физическими, юридическими лицами, связанные с реализацией публичных прав.
Одной из причин принятия АППК является отсутствие единого центрального закона, который урегулировал бы все административные процедуры в единую систему.
К сожалению, действовавший закон об административных процедурах такой функции не выполнял. Более того, отраслевые (специальные) законы содержат свои собственные процедуры, в некоторых из них они расписаны более детально (например, налоговый, таможенный кодексы), а в каких-то менее.
Такое разнообразие административных процедур и их разное правоприменение порождает непрозрачность, нечеткость, и как следствие, создает предпосылки для возникновения коррупции и недоверия со стороны населения государству.
Если исходить из статистики, за весь прошлый год судами области было рассмотрено порядка 19 тыс. дел, в том числе в 1,5 тыс. случаев оспорены действия государственных органов, удовлетворены лишь 244 заявления или 20% исков. Это можно объяснить тем, что действующее на сегодняшний день законодательство дает равные права сторонам спора, однако простому человеку все равно сложно наравне судиться с целым государственным органом.
Новый Административный процедурно-процессуальный кодекс нивелирует это неравенство, поскольку суду отводится активная роль.
Суд помогает истцу добиваться комплексной цели, которая заключается в том, чтобы побуждать государственные органы должным образом выполнять свои функциональные обязанности. Если отказ в обращении был законным, то органу, естественно, не о чем переживать, комплексно введен институт судебного контроля за исполнением вынесенных решений.
Теперь за неисполнение судебных решений государственные органы могут быть подвергнуты штрафу в размере от 10 до 100 МРП. Повторное неисполнение, соответственно, влечет за собой новый штраф. Как ожидается, применение нового кодекса приведет к прозрачности и эффективности деятельности госорганов с закреплением гарантий защиты прав граждан и бизнеса в процессе вынесения решений государственными органами, снижению коррупционных рисков и оптимизации нагрузки на судебную систему.
В целом, споры будут рассматриваться специализированными административными судами.
И еще один важный момент, в случае противоречия между нормами АППК и иными законами действуют положения АППК. Таким образом, все те гарантии защиты прав и интересов граждан и объединений, которые устанавливает АППК, должны быть соблюдены отраслевыми (специальными) законами. Как правило, гарантированные права позволяют гражданам и организациям активнее принимать участие в процессе принятия управленческих решений, к примеру, выдача лицензии или вынесение предписания.
Таким образом, Казахстан, спустя более чем 15 лет с момента провозглашения идеи о создании административной юстиции, принял законодательный акт, позволяющий выступить в поддержку системы субъективной защиты прав, интегрировать элементы объективного контроля правомерности в принятых решениях административного органа. Благодаря АППК должна возникнуть единая административная практика, предсказуемость действий административных органов, правовая стабильность.
Старший прокурор
военной прокуратуры
Талдыкорганского гарнизона
капитан юстиции
Бауржан Апеков