Профилактические аспекты борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Республике Казахстан
Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана.
Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества» [1].
Указанное высказывание находило свое отражение в его книге 'Критическое десятилетие" в которой отмечалось, что на нынешнем этапе "Центральноазиатский регион представляет собой территорию с высоким террористическим потенциалом. Так или иначе, проявления экстремизма и терроризма затрагивали все республики региона в течение всего периода их становления как независимых и суверенных государств".
В этой связи, принятие упреждающих мер против угрозы терроризма на сегодня представляет одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности как Республики Казахстан, так и всего центральноазиатского региона в целом [2].
Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама. Влияние деструктивных сил может осложнить ситуацию в республике. В связи с изменением религиозной ситуации в стране возникла необходимость переосмысления достижений Казахстана на пути создания государства межконфессионального согласия.
Степень влияния деструктивных религиозных организаций на социально политическую жизнь Республики Казахстан зависит от целей этих организаций: одни их них действуют разрушающе на личность, ставя индивидуума в психологическую зависимость от руководства такой организации, контролируя его деятельность и направляя его действия и поступки в нужном для организации русле; другие могут в значительной степени повлиять на политическую жизнь государства, представляя угрозу для сохранения независимости страны. К числу последних можно отнести религиозные движения или группировки, которых в последнее время стали объединять термином «радикальный ислам». К радикальным исламистским группировкам относятся течения, которых называют «ваххабиты», «фундаменталисты», «салафиты» и многие другие - все они конечной целью своей деятельности считают создание исламского халифата на обширной территории, включая современный Казахстан. Иными словами, деятельность радикальных исламистских группировок и партий направлена на свержение существующего политического строя в республике тем или иным методом.
В настоящее время современное казахстанское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм.
На наш взгляд, предупреждение терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение терроризма и повышение эффективности борьбы с ним - одна из первостепенных задач любого современного государства. Во- вторых, предупреждение терроризма - есть комплексная система мер социально экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.
Особое место в системе борьбы с терроризмом должны занимать специальные субъекты этой деятельности:
- Комитет национальной безопасности, в функции которого входит осуществление антитеррористической деятельности, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.
- Генеральная прокуратура в рамках своей компетенции должна осуществлять надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма;
- Министерство обороны должно обеспечить сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно должно принимать участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.
- Пограничная служба должна осуществлять борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РК, незаконного перемещения на территорию Казахстана или, наоборот, с его территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.
- Министерство внутренних дел должно выполнять функции борьбы с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.
Кроме вышеназванных субъектов в противодействии терроризму и религиозному экстремизму необходимо привлечение институтов гражданского общества и негосударственных структур безопасности, участие которых предусмотреть в следующих формах:
- своевременного информирования правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
- участия групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);
- публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
- разработки рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;
- организации общественных мероприятий (конференций, “круглых столов”, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
- привлечения в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;
- участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
- разработки, производства и поставки негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). оборудования этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.
Нельзя недооценивать религиозный фактор в регулировании общественных опросов. В этой связи назревает необходимость укрепления и расширения взаимодействия правоохранительных органов и религиозных организаций. В этой связи в сфере совершенствования деятельности государственных органов и учреждений в религиозной сфере по возможным направлениям взаимодействия государства и религиозных объединений на наш взгляд можно будет осуществить следующий ряд мероприятий:
- правоохранительным органам инициировать проведение круглых столов и брифингов с приглашением представителей и лидеров религиозных конфессий, иностранных граждан осуществляющих миссионерскую деятельность;
- для создания неприятия обстановки религиозной нетерпимости осуществлять проведение выступлений с лекциями по данной тематике сотрудников органов внутренних дел в высших, средне-профессиональных, общеобразовательных учебных заведениях;
- проводить разъяснительную работу среди слушателей военных и ведомственных специализированных учебных заведений о мерах уголовной ответственности применяемых за совершение преступлений на почве религии;
- создать единую республиканскую систему мониторинга деятельности религиозных объединений с введением соотвествующей формы отчетности их духовными наставниками.
- в целях повышения уровня информированности сотрудников правоохранительных органов ввести обязательные курсы религиоведения, а также предусмотреть обязательное введение в учебные программы ведомственных учебных заведений соотвествующей учебной дисциплины;
- ввести практику проведения ежеквартальных совещаний руководства органов внутренних дел с лидерами религиозных объединений на областном и республиканском уровне.
- выработать комплекс мер, реализуемых при помощи агитационно - пропагандисктской работы направленных на формирование у части населения терпимого отношения к представителям других национальностей и религий, устранения искаженного восприятия патриотизма распространения экстремизма;
- политику в области противодействия экстремизму и терроризму формировать симметрично возросшей степени общественной опасности экстремизма и его спутника терроризма, прогнозу развития противоправной деятельности националистических, религиозных, этнических и иных организаций;
- в ходе предварительного расследования преступлений террористического характера и экстремистской направленности подвергать установлению важные, обстоятельства, относящиеся к вступлению молодых людей в члены международных террористических и экстремистских организаций.
- в ходе профилактической деятельности необходимо стремиться выявлять и пресекать межрегиональные и международные связи фигурантов расследуемых уголовных дел и разрушать их организационные структуры и сети.
- в целях устранения угроз национальной безопасности Республики Казахстан, входе предупреждения террористических актов стремиться к выявлению и раскрытию горизонтальных и вертикальных связей всех субъектов экстремистской деятельности, а также источников и каналов ее финансирования.
Во избежание использования деструктивными силами возрастной особенности молодежи необходимо принять действенные меры по профилактике и пресечению преступности, наркомании, алкоголизма и люмпенизации молодого поколения.
Необходима выработка и реализация активной государственной молодежной политики, основанной на обеспечении необходимой социально-экономической и моральной поддержки молодежи государством и обществом в плане создания условий для доступности качественного образования, воспитания, сохранения здоровья и трудоустройства молодежи, формирования у подрастающего поколения гражданской ответственности и патриотизма.
Подготовила Татьяна Демидова