Охота за монетами
Памятные монеты Казахстана уже давно являются своеобразным брендом, представляющим нашу страну на международных нумизматических выставках, став наиболее продвинутыми продолжателями исторических традиций. Наши монеты красивы, узнаваемы, любимы не только в Казахстане, но и за его пределами. В Вильнюсе на Замковой улице уже много лет сидит пожилой человек, чья страсть – почтовые марки и монеты. Узнав, что я из Казахстана, он сказал: «У вас такие интересные монеты, они занимают особое место в моей коллекции». И долго показывал свои сокровища: хорошо знакомые мне монеты с портретами Валиханова, Кунаева и с космическими кораблями. Я удивился разнообразию коллекции вильнюсского нумизмата, поскольку даже в Казахстане приобретение отечественных памятных монет – дело совсем непростое. С того момента, как в 2016 году было принято решение о сокращении тиражей юбилейных монет в Казахстане, их приобретение в отделениях Национального банка стало непростым квестом. Большим ажиотажем сопровождалась продажа в начале июня этого года коллекционных монет, посвященных 75-летию Победы. Изначально они должны были поступить в продажу накануне 9 мая, но из-за карантинных мер реализацию пришлось отложить.
«Я, как коллекционер, ужасно расстроен из-за того, что был занят работой и мне не удалось сразу попасть в магазин Нацбанка, – рассказывает нумизмат Владимир Третьяков, – я не смог посетить магазин шестого и седьмого июня, а на третий день там не осталось никаких монет, посвященных 75-летию Победы, в итоге приходится брать у перекупщиков в несколько раз дороже. Мне очень хотелось пополнить коллекцию монетами в «ролле», ведь это первый раз, когда Нацбанк использовал такую упаковку. К тому же есть мнение, что в «роллах» монеты лучше сохраняются от механических повреждений при перевозке, чем в мешках. Но при банковской цене «ролла» в 5 тыс. тенге покупать его за 15 тыс. тенге я не хочу».
И это притом, что тираж юбилейной монеты представители Нацбанка обещали выпустить в циркуляцию, добавил он.
«Вывод один – тиражи явно недостаточны и система реализации монет оставляет желать лучшего. Сейчас очередь за монетами формируется за несколько дней до их выхода непонятно кем и как. Это же каменный век, – продолжает Владимир, – когда мне надо прийти к магазину на рассвете и записаться у какого-то «смотрящего за порядком» в очереди из трехсот человек, при этом понимая, что в часы работы касса сможет обслужить лишь треть этой очереди. Я решил для себя так: не хочу кормить перекупщиков, которые правдами и неправдами сметают все новые монеты с полок нацбанковских магазинов. Поэтому я просто перестал коллекционировать казахстанские монеты».
Проблематичность покупки новых отечественных памятных монет по адекватным ценам в филиалах Нацбанка вынуждает коллекционеров приобретать их на вторичном рынке, но уже втридорога. А некоторых и вовсе отказаться от дальнейшего пополнения своих коллекций. О том, как руководство Национального банка может повлиять на сложившуюся ситуацию (и считает ли оно вообще это нужным делать), я побеседовал с главным дизайнером монет Национального банка РК Алматом Басеновым.
- Насколько те тиражи, которые мы видим, например, в последнем выпуске, посвященном Победе, оправдали себя?
- Точно определить оптимальный тираж бывает достаточно сложно, так как в этой системе работает множество факторов: экономические, социальные, рыночные, сезонные. А в связи с захлестнувшей мир пандемией вообще было сложно что-то прогнозировать. Общий экономический кризис, конечно, сказывается и на монетном рынке. Резкое увеличение тиражей может вызвать снижение коллекционной цены монет на вторичном рынке, что, как следствие, приведет к потере интереса к ним в целом, и в итоге пагубно повлияет на рынок. Конечно, идеальна, как всегда, золотая середина, и мы к ней стремимся, избегая «резких» решений. От выпуска к выпуску мы увеличиваем тиражи, пока не найдем оптимальную скорость реализации. По моему мнению, идеальная ситуация, когда монета продается в филиалах Нацбанка в течение двух-трех недель или даже месяца. Говоря конкретно о монете, посвященной 75-летию Победы, то здесь, я думаю, в целом утвержденный тираж оказался недостаточным. На это повлияло несколько факторов. Во-первых, технология «черного пруфа» была впервые опробована на Казахстанском монетном дворе, во-вторых, как вы знаете, окончательный дизайн определился на основе работ победителей конкурса «Создай монету Победы!» Очень сложно было прогнозировать финальный дизайн монеты. Честно говоря, мы переживали, что даже такой тираж может оказаться большим, учитывая ситуацию с введением карантина, когда реальные продажи проводились гораздо позже юбилейной даты.
- Планируете ли вы увеличить тиражи памятных монет в обозримом будущем?
- Мы установили хороший контакт с коллекционерами пока только Алматы. Очень продуктивной оказалась встреча с ними в конце прошлого года. Планировали выехать в несколько регионов Казахстана на аналогичные встречи с представителями региональных обществ коллекционеров. К сожалению, и здесь ситуация с коронавирусом внесла свои коррективы. Но эти встречи обязательно состоятся! И, конечно, ключевой темой обсуждения будет вопрос определения оптимальных тиражей. Я думаю, эта проблема будет снята, когда состоится диалог и обратная связь с активными участниками монетного рынка.
Очень сложно обобщенно говорить о тиражах монет. Здесь необходим исключительно индивидуальный подход к каждой конкретной монете, поскольку все зависит от актуальности, востребованности темы, привлекательности дизайна и качества исполнения. По моему мнению, тиражи монет из нейзильбера на сегодняшний день оптимальны. Что касается монет из серебра и золота, то здесь тиражи надо поднимать, но повторюсь, без резких решений.
Этому поспособствует, на мой взгляд, очень интересный и большой монетный проект, который мы планируем запустить осенью текущего года. В рамках серии «Сокровища степи» выйдут в обращение сразу несколько видов монет «Жетi Қазына». Будут серебряные, золотые, из сплава мельхиор и так называемые циркуляционно-коллекционные монеты, выполненные на основе дизайна обычной 100-тенговой монеты. Они будут доступны всем, мы планируем весьма значительный тираж для распространения среди населения, стимулируя тем самым культуру коллекционирования и развитие отечественного монетного рынка.
Идея ежегодных монетных программ состоит в том, чтобы вовлечь казахстанцев в коллекционирование памятных монет, освещающих различные культурно-исторические ценности.
- Что можно сделать кроме увеличения тиражей для того, чтобы не было нездорового ажиотажа вокруг памятных монет?
- Это тоже наш «больной» вопрос. К сожалению, и здесь все не так просто. Существует Закон о защите прав потребителей, и мы юридически не можем отказать в продаже монет человеку, если он приобретает их, пусть даже при этом неоднократно занимая очередь. Проблему частично можно снять увеличением онлайн-продаж через интернет-магазин монет Национального банка. Сейчас мы этим вопросом активно занимаемся.
Сразу вспомнились советские времена эпохи «Позднего Брежнева», когда многие гонялись за «олимпийскими рублями», которые зачастую можно было просто получить на сдачу в магазине. Именно с этих юбилейных монет началось увлечение нумизматикой у некоторых маститых коллекционеров. Хочется надеяться, что пришедшие им на смену памятные тенге скоро зазвенят в кассовых аппаратах наших супермаркетов.
Дмитрий Топоров, kapital.kz