Не все то золото, что блестит
Эту пословицу любил повторять известный археолог Бекен Нурмуханбетов (1935-2016), приступая к описанию коллекции посуды из раскопок погребения «Золотого человека». Тем самым наставник давал нам понять, что знания о древних культурах зачастую мы черпаем не из золотых коллекций, а из обычных, невзрачных предметов повседневного обихода древнего и средневекового населения.
Хотелось бы донести до читателей, что археологические исследования древних погребений открывают нам удивительный мир каждодневной, рутинной и нелегкой жизни наших далеких предков, отдельные, но важные стороны их жизни. Могильник Өрнек находится на территории Енбекшиказахского района недалеко от одноименного села. Открыт сотрудниками музея-заповедника «Есік» в 2015 году и исследуется в течение семи полевых сезонов. К сожалению, все курганы были потревожены древними и современными грабителями. Их интересовало только золото, поэтому археологам досталась большая коллекция керамики. Саки Өрнека были искусными гончарами, о чем говорит качество и разнообразие найденных нами керамических изделий. Помимо классических для данного периода сосудов V-IV вв. до н.э.: мисок и круглодонных кувшинов грушевидной формы, нами были встречены здесь сосуды уникальной формы.
Прежде всего, это изящные кувшины с узким горлышком, предназначные, для праздничных поминальных обедов, ритуальных напитков, возможно хаомы. Один из них имеет амфорообразную форму, другие мы отнесли к кувшинам-фляжкам. Следующей необычной формой для исследователей стали миниатюрные чаши, напоминающие по объему маленькую пиалу. Мы предполагаем, что из таких сосудов употребляли горячие напитки.
Найденная керамика была высокого качества по составу, технике изготовления и равномерному обжигу. Даже в небогатых захоронениях керамика была ангобированой и лощеной. Ангоб – это тонкий слой сырой белой или цветной глины, нанесенной на сосуд до его обжига. Нас поразило изобилие сосудов в погребениях. Когда не хватало места в изголовье покойного, их ставили у его ног. Такое явление - редкость, это выделяет погребальную культуру саков Өрнека от их культуры в сопредельных регионах. В древности существовало разделение труда и древние насельники Өрнека, вероятно, специализировались на изготовлении посуды из глины. Идентичная керамика найдена в могильнике Молалы (Карасайский район). Она могла попасть туда путем натурального обмена. Способы производства сосудов были самые разнообразные. Для изготовления узкогорлых кувшинов использовался матерчатый шаблон, заполненный песком. После того, как глина, нанесенная на мешок с песком подсохнет, песок высыпался через горлышко, материя удалялась, а кувшин обжигался. Второй способ - это посадка двух частей кувшина на «клин»: две одинаковых полусферы были сделаны путем обмазывания шаблона в полусыром виде, в дальнейшем соединялись друг с другом, а потом формировалось горлышко сосуда. Любой фрагмент керамики, найденный случайно либо на поверхности земли, либо в культурном слое несет информацию о человеке, обществе, которые его оставили. По незначительным фрагментам археолог сразу определит время его производства. Найденные на поле фрагменты керамики красноречиво свидетельствуют о том, что здесь было поселение, жили люди.
Традиция изготовления посуды из керамики передавалась из поколения в поколение. Поэтому она - не очень точный датировочный материал, но в комплексе с другими предметами: оружием, изделиями из кости, золотыми пронизями, найдеными в погребениях, мы можем с уверенностью говорить, что кувшины, чаши, миски, кружки из могильника Өрнек относятся к классическому сакскому периоду.
Туралы Тулегенов,
старший научный сотрудник
музея-заповедника «Есік»,
Алматинская область.