Хрупкое наследие наших предков
или 13000 километров в пути по сакральным местам
Не зная своих корней, истории своей земли, нельзя построить светлое будущее - такую мысль выразил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», чтобы пробудить сознание нашего народа и возродить наши национальные ценности.
На просторах нашей родной земли немало мест с историческими и духовными ценностями, которым поклоняются и ищут в них просветления. В связи с этим управлением внутренней политики Алматинской области был организован очередной пресс-тур «Сакральный Казахстан» для журналистов Жетысу. На этот раз наш путь пролегал в сторону Западно-Казахстанского края.
В детстве одним из потрясающих, мысленно пережитых мною путешествий был научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», который я прочел. С его героями, их решимостью и несдержанным восторгом от таинственных мест с разнообразными красками и тревожной тишиной морских глубин. Описание немыслимых загадок и красот неизвестного детскому воображению мира - вот что было самым потрясающим из всего романа.
И когда представилась возможность стать одним из участников пресс-тура по сакральным местам нашей родины, я охотно согласился. И он протянулся без малого на тринадцать тысяч километров.
Первой остановкой на нашем маршруте стали степи Мангистауской области, а именно село Бейнеу, которое является административным центром Бейнеуского района.
Группа наших журналистов прибыла глубокой ночью и уже с утра, зарядившись сытным завтраком, встретилась с сотрудником Бейнеуского музея Тураром Аязбаевым, который проводил нас к подземной мечети Бекет-Ата. Место древнего поклонения расположено в 20 км к юго-западу от Бейнеу.
Подземная мечеть вырублена более двухсот лет тому назад в массиве скального мыса. Входной проем находится с юго-восточной стороны. У входа в мечеть находится колодец с прохладной водой. Мечеть состоит из трех помещений. Главное помещение мечети круглое. Потолок имеет форму купола. В целом интерьер имитирует казахскую юрту. Входной проем ведет в центральное помещение, молитвенный зал круглой формы. Внутри на южной стене молитвенного зала устроена михрабная (погребальная) ниша. Неподалеку есть стенд, свидетельствующий о захоронении потомков Бекет-Ата в этом месте.
Бекет-Ата родился в 1750 году вблизи поселка Кульсары Атырауской области. В 14 лет мальчик пришел поклониться праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата и получить благословение. Шопан-Ата благословил юношу на постижение знаний. Бекет поехал в медресе в Хиву и стал там учиться.
На своем земном пути Бекет-Ата прошел немало дорог и, в конце концов, снова прибыл в Мангистау. По возвращении на родину он построил четыре мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторая - в меловых скалах на окраине села Бейнеу, третья - на плато Устюрт, четвертая, подземная мечеть - вырублена в скальном мысе в урочище, в котором и был похоронен Бекет-Ата на 63-м году жизни.
Бекет-Ата прославился также как целитель, человек, знающий законы физики, математики, астрономии. При решении спорных вопросов с соседями-туркменами он проявлял мудрость, которая позволяла приводить стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро.
«Вот и до сих пор люди приезжают из всех регионов страны и даже из России, чтобы посетить нашу мечеть в поисках исцеления. Молясь Всевышнему и посвящая слова священного Корана духу Бекет-Ата», - говорит потомок Қалымбегі Әбуұлы.
Местное руководство района с почтением и заботой относится к святыням. Так, здесь из-за большого количества людей, посещающих мечеть, были построены место для ночлега, молитвенная комната, столовая. Вся окрестность озеленена и в ночное время освещается фонарями. Глядя на всю эту красоту, родились вот эти строки:
Когда песок, гонимый ветром,
Засыпает след твоих дорог,
Зеленая тропа к мечети
Бекет-Ата вас приведет.
В тени деревьев, в скале наш предок,
Аллаху верный,
Сумел мечеть там прорубить.
Под этим шаныраком благословенным
Людей он смог своею верой исцелить.
Учил мудрейший словам священным
И знаниями он не обделил
Всех тех, кто в истину поверил
И сердцем праведность в себе привил.
С тех пор далеких знает каждый,
Кто верит в силу мудреца.
Бекет-Ата, Аллаху верный,
Благословит он странника всегда.
Помолившись духу Бекет-Ата, мы продолжили свой путь, и привел он нас в мечеть Коркембая – архитектурный памятник градостроения ХІХ в., который расположен в 40 км к юго-западу от села Бейнеу.
Представляет собой прямоугольное сооружение с 22 помещениями, без фундамента, на одноступенчатом цоколе и различными куполами. В центре здания размещены несколько больших залов, по периметру идет длинный сквозной ряд комнат-помещений с арочными проемами и купольными сводами. Дверные проемы устроены на главном восточном и западном фасадах, в стенах имеются большие оконные проемы и если медленно пройти через комнаты, ощущение, как будто прошел сквозь прошлое. Особенно удивила акустика мечети: находясь в любой из боковых комнат, отчетливо слышно, что говорят в центральной комнате мечети. Рядом с мечетью имеются три колодца, из которых раньше один был с пресной водой, а из двух других поили скот.
В народе Коркембай был известен как религиозно образованный человек, проповедующий веру в ислам. До 1928 г. мечеть Коркембая была образовательным центром и использовалась как медресе, в ней учились и приобретали знания многие дети из народа. В мечети преподавали такие известные ахуны и имамы, как Абдулла-хазрет, Шаудыр-ишан, каракалпак Маткарим и др. В то историческое время, когда все религии были подвержены гонениям со стороны большевиков, дошло и до мечети Коркембай-ахуна, всех преподавателей распустили, мечеть закрыли.
Следующим по пути был мавзолей Барак батыра.
Барак Сатыбалдыулы (1743-1840 гг.) возглавлял национально-освободительное движение казахов Младшего жуза. Барак батыр стал известен в народе с 18 лет, когда одержал победу в поединке с торгутским батыром Алакобиком. Многочисленное войско торгоутов (калмыков) под предводительством нойона Алакобика совершили очередной набег. Пожилой Тугел батыр просит помощи у Старшего и Среднего жузов. К нему на помощь спешит молодой Барак батыр. Перед одним из сражений он вступил в поединок с батыром Алакобиком, и одержал над ним победу.
В 1780-е годы русские войска стали продвигаться на восток, захватывая междуречье Едиля и Жайыка (Волги и Урала). Барак батыр был вынужден защищать от захватчиков правобережье Жайыка (Урала), где были его родовые кочевья. В те же годы начал борьбу с колонизаторами батыр Сырым Датов, организовавший упорное сопротивление. Барак батыр становится на сторону Сырыма и в 1785-1792 годы во главе большого войска ведет ожесточенные бои с карательными отрядами царского правительства близ Оренбургской крепости.
В 1993 году в память о батыре построен современный мавзолей, архитектором был - Максут Нуркабаев.
Мы также прикоснулись к истории Асау батыра, побывав в местности Сам-Турыш, где он был захоронен и воздвигнут ему мавзолей. Об Асау батыре имеется немало сведений. Он был известным батыром, потомственным управляющим бием-родоправителем, организатором освободительной борьбы против колониальной политики царской России. Участвовал в восстании Сырыма Датулы, в 1822-1826 гг. был одним из организаторов освободительной борьбы под руководством Жоламана Тленшиулы. Во время последнего восстания со своими многочисленными братьями и сыновьями организовал множество нападений на российские военные форпосты и селения. Управлял крупным родовым отделением, имел огромное влияние в народе, а также в соседних регионах.
Еще одним местом, окутанным таинственностью и полным исторических загадок, является городище Сам. Оно находится в 20 километрах от местности Турыш, расположено среди местности «Белдеулi». В городище были когда-то возведены небольшие сооружения из обожженного красного кирпича. Как рассказал нам сотрудник Бейнеуского музея Турар Аязбаев, через эту местность проходили торговые пути. На территории древнего городища Сам, где найдены груды камней, используемые для разграничения территории того времени. На сегодняшний день от 14-комнатного сооружения средних веков, возведенного из красного кирпича, сохранились лишь груды. В одних располагались мечеть, столовая и даже относящиеся к эпохе Золотой Орды комнаты с теплыми полами. Купол комплекса достигал 4-5 метров. Высота ворот Караван сарая превышала 9 метров. По словам ученых, комплекс, объединявший два народа Золотой орды и Центральной Азии, является ярким примером неповторимой архитектуры того времени.
И завершающей точкой нашего путешествия в сакральный мир Мангистауских степей стал курган «Акпан». Впервые историко-культурный памятник был зарегистрирован в 2006 году специалистами Мангистауского музея-заповедника А. Астафьевым, М. Қалменовым. Курган «Акпан» находится в 70 километрах от села Бейнеу в северо-восточной части местности. представляет собой крупное архитектурное сооружение круглой планировки, возведенное из камня-ракушечника. Купол со временем обрушился. Высота исторического объекта, по данным археологов, около семи метров, диаметр - 45 метров. Когда-то он был храмом-святилищем сарматов, позже был использован для захоронения людей. Интересным фактом является и то, что среди захоронений были найдены останки человека, погребенного вместе с золотыми атрибутами одежды, украшениями. Пять керамических сосудов, обнаруженных в храме, уцелели. Как заверяет наш неизменный гид по сакральным местам Турар Аязбаев, некоторые из обнаруженных вещей находятся в Бейнеуском районном музее.
Уезжая из Бейнеу, не покидала мысль, что увиденное нами – это, словно музей под открытым небом, о котором заботятся потомки, искренне и всецело веря в хрупкое наследие своих предков. Огромное спасибо всем тем, кто прошел с нами этот нелегкий путь по степи, там, где только верблюды и палящие лучи солнца отражались в стеклах наших УАЗиков. Всех, кто нам давал приют в дороге, рассказывал о своих великих предках в прохладе своего шанырака. А также местному руководству, оказавшему неоценимую поддержку нашему путешествию в сакральный мир своего края. А мы продолжаем свой путь, ведь впереди еще много интересного...
(Продолжение следует).