Древние тотемы сакской эпохи, ставшие символами государственности Казахстана
«Золотой человек», найденный в Иссыкском кургане, стал сакрально-историческим символом суверенного Казахстана, орел расправил свои крылья на Государственном флаге нашей страны, а крылатые мифические кони запечатлены на нашем Гербе.
Вот что рассказал нашей газете преподаватель скульптуры Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева Малик Оскенбай:
– По своим мотивам художественную анималистическую скульптуру древнего Казахстана, то есть сакскую культуру, можно разделить на три основные группы: изображение хищных животных; изображение копытных животных; изображение птиц.
Излюбленным мотивом на древних художественных изделиях Казахстана являются хищные животные, представленные двумя вариантами (в статике и динамике), то есть стоящие и свернувшиеся в кольца. На украшениях одежды и конской сбруе, выполненных из золота в VII-V веках до нашей эры, тигроподобные хищники изображены в статике, то есть в положении стоя. Мускулатура хищника энергично подчеркнута. Лапы оканчиваются округлыми формами, а хвост трактуется в виде закрученного стилизованного орнамента. Голова повернута назад – тем самым изображение замыкает общую форму и придает хищнику цельную обобщенную форму. В том же стиле выполнена скульптура крылатых львов. Подобные композиции являются основным мотивом орнаментаций. Такие же мотивы мы видим в фигурках золотых пантер Чиликтинского кургана в Казахстане и изображениях свернувшихся хищников из сакских погребений реки Сыр-Дарии. Являясь исконно древнетюркским (сакским) направлением в изобразительном искусстве, анималистическая скульптура именно здесь сохраняется в течение тысячелетия. В Хунскую эпоху на поясных бляхах и украшениях прикладного назначения изображали сцены терзания хищниками оленей и лосей, сцены жертвоприношения – об этом можно судить по материалам раскопок.
Семантика и назначение анималистических скульптурных форм орнамента на бытовых предметах, сопровождающих кочевника в повседневной жизни, сохраняются по существу и не изменяются на протяжении многих веков. Каждая скульптурная форма или орнамент всегда имели смысловую нагрузку и связь с предметом, будь то скульптурная форма или узор на изделиях воинского снаряжения, а позже – на дверях юрты, на войлоке, на деревянном, керамическом и кожаном сосуде для кумыса (торсық).
Скотоводы знали смысл и значение скульптурных форм и орнаментов и их семантику. На бронзовых и золотых предметах обычно повторяются зооморфный и антропоморфный сюжеты, превратившиеся позже в орнамент – қошқар мүйiз, который характерен для седел.
Древние мастера внимательно изучали животных с натуры, у них была хорошо развита наблюдательность, поэтому, изучая каждое их движение и пластику, они никогда не опускались до механического копирования природы. На основании сопоставления памятников древности различных стран, многие ученые пришли к выводу, что в те далекие времена анималистические скульптурные формы сакских мастеров и их стиль работы оказывали влияние на искусство многих племен и народов Передней Азии: ассирийское, урартинское, мидоперсидское, манейское и другие. Сравнение предметов, найденных в пазырыкских и других курганах, с ассирийскими печатями из Телл-Халафа и барельефами в Персеполе позволяет выявить много общего не только в мотивах, но и в трактовке и композиционных приемах. Это убедительно говорит о том, что существовало постоянное культурное взаимодействие между нашими далекими предками и народами Передней Азии.
К сакскому звериному стилю относятся многие памятники искусства и материальной культуры, найденные на Алтае. Культура сако-уйсуньских племен, которые в те далекие времена обладали самостоятельной государственностью, высокоразвитым ремеслом, искусством и, естественно, оказывали влияние на культурное развитие соседних племен. У сакских племен большое распространение получили различные виды женских украшений: браслеты, перстни, бусы из золота.
Сакские мастера одновременно были и превосходными ювелирами, что можно увидеть по их тонким ювелирным работам. Мастера очень грамотно показывают в своих композициях пластические образные основы и грамотное композиционное решение, на котором базировалось все искусство древнего Казахстана. Животные переданы в реалистическом плане: композиция решена в круглой форме, и мастер при этом убедительно показывает пластику и динамическую анатомию кошачьего хищника. Эта пластическая обобщенность и была первым важным признаком того, что уже на первом этапе развития древнетюркской цивилизации существовало высокое искусство, которое было способно к созданию типизированных художественных образов. Мастера не передавали натуру фотографически точно, с самыми малейшими подробностями, которые были бы лишними и придали бы изображению натуралистический характер, а подходили к ней избирательно. Так, в древнем селении Талхиз (ныне город Талгар Алматинской области) был развит город ремесленников, где обрабатывали бронзу, золото и делали золотую фольгу для украшения одежды и головных уборов знатных воинов. А в бронзе отливались украшения конской сбруи.
Ярким свидетельством такого ювелирного искусства сакской эпохи является «Золотой человек» из Иссыкского кургана, хотя по всему Казахстану в разное время было найдено 10 подобных исторических артефактов, просто находка в Жетысу оказалась наиболее целой. Так, на головном уборе одного из «золотых людей» была найдена звезда. В Жетысу проживало одно из сакских племен – уйсуни, ювелирные мастера которого мыслили реалистично, владели анатомией и законами композиции (барс в кругу имел функциональное значение – поворот головы, лапы, хвост. Изображение барса использовалось в атрибутике знатных воинов, изображение орла – сакских правителей. Поэтому весьма символично, что орел стал символом флага суверенного Казахстана, мифические крылатые кони, влекущие за собой по степи деревянную колесницу, попали на наш Государственный герб, а барс стал геральдическим знаком южного мегаполиса Казахстана.
Андрей ЧЕРНЕНКО