Несметные сокровища аримаспов
В конце XX века в Восточном Казахстане, на землях, описанных «отцом истории» Геродотом, как земли саков-аримаспов, найден уникальный памятник – царский курган. Здесь же найдены почти в идеальном состоянии тринадцать коней в парадном снаряжении.
Нам удалось пообщаться со старшим научным сотрудником Института истории и археологии имени А. Х. Маргулана Айдосом Чотбаевым, который участвовал в раскопках этого уникального памятника, будучи еще студентом-практикантом. Вот что он рассказывает:
- В Восточный Казахстан, точнее, на земли «стерегущих золото грифов» впервые удалось приехать в 2000 году. В это время открытие знаменитого теперь во всем мире кургана №11 уже состоялось. Раскопки начаты в 1998 году усилиями Казахско-Французской экспедиции под руководством Зайноллы Самашева.
- Айдос Ербулатович, расскажите о Берельских курганах.
- Могильник Берель дал богатейший материал. Впервые в истории археологической науки Казахстана были получены органические материалы возрастом 2400-2300 лет. В древности данная местность была труднодоступной, куда человек мог попасть путями, которые были известны лишь местному населению. Геродот писал, что здесь обитали одноглазые племена аримаспы, «стерегущие золото грифы». Современные исследователи относят памятники к народу юэджи, которые известны по китайским письменным источникам.
Могильник состоит из более 40 царских и 100 рядовых памятников. Царские курганы расположены системно в четыре группы, расположившиеся по линии север-юг. Кроме памятников саков, здесь в последние годы открыты погребения раннесредневековых кочевников.
- Кто там похоронен?
Особо интересные материалы получены из кургана №11, который был открыт в 1998 году. Здесь в могильной яме глубиной четыре метра были найдены останки двух человек и тринадцати жертвенных коней. Погребение людей, к сожалению, было разграблено. Скорее всего, грабители были современниками похороненных царей. В результате генетических исследований установлено родство погребенных. По предположению автора раскопок, здесь захоронены сын и мать либо брат и сестра.
- Чем ценно захоронение лошадей?
- Тринадцать лошадей были положены с северной стороны за бревенчатым срубом. Все кони взнузданы. В результате мерзлоты сохранились органические ткани животных: кожа, мясо, желудки. После изучения содержимого желудков лошадей выяснено, что кони привезены из разных частей Казахского Алтая. По мнению Зайноллы Самашева, лошадей специально привезли подчиненные этому царю племена. Узда богато украшена различным орнаментом, среди которых превалируют украшения в скифском зверином стиле. Среди образов зверей часто встречаются образы грифонов. Это именно образы, так как здесь имеются тигрогрифоны, лосегрифоны, орлиные грифоны.
- Неужели все это сохранилось в первозданном виде?
- Да, все эти уникальные артефакты сохранились до наших дней благодаря искусственной мерзлоте, созданной древними архитекторами. Погребение людей было разграблено, в результате разрушен слой мерзлоты. Но все же и они дали очень интересный материал. В лаборатории Герасимова в Москве был реконструирован внешний облик царя.
- Что отмечают профессиональные археологи по поводу вещей, найденных в захоронении?
- Украшения конской узды и одежды отличаются богатством и изготовлены весьма мастерски, с изяществом. Основу вырезали из дерева и покрывали золотой фольгой. Фольга очень тонкая, удивляет умение мастеров, получавших такую тонкую фольгу. Изображения животных вырезаны реалистично.
Опять же впервые в археологической науке Казахстана были проведены исследования на стыке наук, привлечены исследователи различных отраслей. Это антропологи, генетики, палеоботаники, палеогенетики, архитекторы, палеозоологи и другие.
Материалы, полученные из кургана №11, стали мировой сенсацией, они экспонировались во многих странах мира. Здесь с 2008 года функционирует заповедник-музей Берель, были построены музеи под открытым небом. В частности, музеефицированы курган №11 и курган №2. В последние годы с принятием программы по развитию археологии Восточного Казахстана, инициированной акимом ВКО Даниалом Ахметовым, исследования продолжаются.
- Отличается ли звериный стиль аримаспов от стиля саков-тиграхаудов?
- Саки Казахского Алтая – наверное, такая формулировка здесь более уместна. Различия в зверином стиле, конечно же, есть, они обусловлены мировосприятием народов. Например, в украшениях Казахского Алтая преобладают образы грифонов, а на территории Жетысу грифоны если и встречаются, то крайне редко. Иссыкский Золотой человек и Берельский царь в отношении временного пространства жили примерно в один и тот же период с разницей в 100-200 лет. Материальная культура племен, обитавших в Великой степи идентична, но имеются и собственные различия.