Почему казахи близко к сердцу принимают чужую беду – традиция Жылу жинау
Для казахского народа слово «жылу» (тепло) имеет особое значение. Казахи говорят: «Түсі жылыдан түңілме» (Если взляд теплый, жди от него только хорошее). Также есть выражение: «Жылы қабақ танытты» (Уделил теплое внимание). В казахском обществе взаимовыручка всегда имела место. И связано это со словом «жылу».
Есть у казахов традиция жылу жинау (дословно – собирать тепло) — делиться своим душевным и материальным теплом. Она имеет глубокую моральную основу, помогает воспитать неравнодушие к горю другого человека, пусть даже незнакомого, совсем чужого.
История жылу жинау, как и других казахских традиций, наверняка берет свое начало в далеком прошлом. Была подобная и у саков-скифов, далеких предков казахов. В те времена, если было необходимо, таким образом собирали воинов, чтобы помочь нуждающимся в помощи.
Традиция в мифах
Историк Лукиан (ок. 120 – после 180), писавший на древнегреческом языке, приводит рассказ скифского врачевателя. Произведение называется «Тоскарид или дружба». В нем описываются обычаи скифов.
«Арсаком влюбился в Мазаю, дочь царя Левнакора, и попросил его выдать за него дочь. Царь, зная, что тот беден и происходит из бедных скифов, спросил: «Сколько же у тебя имеется скота и повозок, Арсаком, ведь ваше богатство состоит в этом?». – «Нет у меня ни повозок, ни стада, но есть у меня двое доблестных друзей, каких нет ни у кого из скифов».
Царь со своей свитой посмеялся над ним и отказал ему в просьбе. По прибытии домой Арсаком решил во что бы ни стало добиться своего:
«Арсаком… восседал на шкуре. Этот обычай относительно бычьей шкуры состоит у нас в следующем. Если кто-нибудь, будучи оскорбленным, собирается отомстить обидчику, но видит, что у него не хватает сил, приносит в жертву быка. Нарезав мясо, варит его, а затем, расстелив на земле шкуру, садится на нее, заложив обе руки за спину, как если бы они были связаны в локтях. Этим выражается у нас самая сильная мольба. Когда мясо разложено, родственники или любой из посторонних подходят и берут по куску. При этом они ставят правую ногу на шкуру и обещают доставить, кто сколько в силах: кто пять, кто десять всадников. Другой же и большее число, иной – тяжеловооруженных пехотинцев сколько может, а самый бедный самого себя. С помощью шкуры собирается большое число воинов.
Такое войско чрезвычайно стойкое и непобедимое, ибо оно связано клятвой. Поставить ногу на шкуру — значит поклясться».
Рассказ Токсарида заканчивается тем, что Арсаком собрал огромное войско. Впечатленный такими возможностями юноши, царь отдал за него свою дочь.
Традиция и новая история
О традиции жылу жинау, или как иногда ее называют — жылу сұрау (просьба о тепле), писали разные ученые. Например, Айып Нусипокасулы, автор книги «Тал бесіктен жер бесікке дейін» (От деревянной колыбели до колыбели по имени Земля, что означает — от рождения до кончины) пишет следующее:
«Если кто пострадает вследствие пожара, землетрясения или наводнения, не может уплатить кун или же страдает от болезни, падежа скота и в один день становится бедным, уважаемые аксакалы, а также авторитетные личности аула, посовещавшись, решают оказать тому помощь. Собирают народ, разъясняют ситуацию и призывают к жылу жинау. В таких случаях помощь пострадавшему оказывают все, кто чем может.
У казахов не принято отказываться от жылу жинау.
Во второй половине 60-х годов, будучи подростком, я был в гостях у тети Жибек Батырбеккызы, старшей сестры моей матери. В совхозе, где она жила, я впервые услышал об этой традиции. Для меня это было очень удивительно, поэтому я навсегда запомнил это.
Тогда случился падеж скота. Не помню причину, но потеряли много баранов. Отара была коллективная, несколько сотен голов. Тогда председатель совхоза обратился к аксакалам за советом. Посоветовавшись, они предложили жителям совхоза вспомнить традицию предков жылу жинау. Тогда каждая семья выделила по несколько своих овец. Таким образом, поголовье коллективной отары было восстановлено.
Традиция и новейшая история
В эти дни весь Казахстан сопереживает трагедии в Арыси. Жители вынуждены были покинуть свои дома и город. В основном они прибыли в города Шымкент, Шардара, Сарыагаш и другие населенные пункты.
И в эти дни традиция жылу жинау имела место по всему Казахстану. Каждый день мы узнаем о тех, кто выделяет средства в помощь пострадавшим. Среди тех, кто помогает, есть и бизнесмены, выделившие миллионы тенге из собственных средств, и граждане, решившие отдать арысцам однодневную зарплату.
Так, один бизнесмен предоставил свой ресторан для размещения потерявших кров. Другие граждане предлагают беженцам поселиться в их доме. Среди помогающих немало представителей разных национальностей. Один человек написал, что готов отдать в собственность пострадавшей семье свой новый дом.
Перечислять имена всех людей и компаний, вызвавшихся помочь своим соотечественникам, смысла нет. Их очень много.
Даже маленькие казахстанцы не остались в стороне от всеобщего жылу жинау. СМИ писали о 10-летнем мальчике, разбившем ради помощи свою копилку. Деньги, которые долгое время собирал на игровую приставку, он решил отдать в помощь своим соотечественникам. Потому что «пострадавшим нужнее».
Это и есть традиция жылу жинау. И с ней можно преодолеть самые трудные жизненные коллизии.
Автор: Бердалы Оспан