Знаменатель «золотого века»
Аль-Фараби – это глубокая древность, чем он может быть интересен нам сегодня? Прежде всего, тем, что это человек эпохи классического ислама, символ «золотого века» исламской культуры.
Он был ученым-энциклопедистом и мыслителем. Он поднимал глобальные вопросы философии – такие, как самоидентификация человека. Что такое человек? Каково его место в мироздании? Ведь на эти вопросы до сих пор нет окончательного ответа. Кроме того, аль-Фараби – знаменатель многих культур, сложившихся с древних времен на Среднем и Ближнем Востоке, поэтому его философские сочинения не потеряли своей остроты и сегодня.
Аль-Фараби родился на казахской земле. Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Оставил после себя большое наследие в области образования, науки, искусства и так далее. Был востребован как знаток логики, музыки, астрономии, а впоследствии как знаток древних наук. Он – ученый, написавший сотни трактатов по астрономии, астрологии, математике, логике, музыке, медицине, естествознанию, социологии, лингвистике, поэзии, риторике, философии. Казахский народ гордится таким великим земляком, как аль-Фараби.
Что лично меня привлекает в аль-Фараби?
В нем интересно все. Мне кажется, что аль-Фараби – это ключ к пониманию той эпохи, но не простой ключ, а с секретом, который может открыть какие-то потрясающе интересные вещи, ведь отрарский ученый раздвинул горизонты музыки и логики, космологии и метафизики, учения об интеллекте и языке.
Его рукописи рассеяны по всему миру. Аль-Фараби хорошо знает Европа, многое восприняли из его трактатов такие христианские мыслители, как Альберт Великий и Фома Аквинский, потому что в них идет речь об единобожии, о природе Бога. Кстати, это очень актуально сейчас, когда люди стали интересоваться всем, что имеет отношение к области духовного.
Для аль-Фараби толерантность, как мне кажется, это еще и открытость, готовность принять чужие знания и поделиться своими.
Стремление к знаниям, любознательность были его сущностью. Он мог посмотреть на небо и задуматься, как связаны между собой подлунный мир и надлунный. Тогда знания были главным, в то далекое время дань брали не только золотом, но и рукописями, а научные переводы в багдадской академии «Байт аль-Хикма» оценивались на вес золота.
Согласно аль-Фараби, философия представляет собой абсолютное знание, присутствующее в тех или иных формах у разных народов. Ее значение – всеобщее, ее принципы – универсальны. Именно философия, как вытекает из хода размышлений Абу Насыра, является основой общемировой культуры. Развитое государство предполагает потребность в философии, без этого оно было бы чересчур «приземленным». Без широты философского взгляда на современный мир жизнь человека становится лишенной перспектив духовной эволюции. И об этом надо помнить.
Гульмира Еркимбаева,
преподаватель
русского языка и литературы
Талдыкорганского
колледжа промышленной
индустрии и новых технологий.