Суббота, 23 Ноября 2024

Знаменатель «золотого века»

Знаменатель «золотого века»

Аль-Фараби – это глубокая древность, чем он может быть интересен нам сегодня? Прежде всего, тем, что это человек эпохи классического ислама, символ «золотого века» исламской культуры. 

Он был ученым-энциклопедистом и мыслителем. Он поднимал глобальные вопросы философии – такие, как самоидентификация человека. Что такое человек? Каково его место в мироздании? Ведь на эти вопросы до сих пор нет окончательного ответа. Кроме того, аль-Фараби – знаменатель многих культур, сложившихся с древних времен на Среднем и Ближнем Востоке, поэтому его философские сочинения не потеряли своей остроты и сегодня. 
Аль-Фараби родился на казахской земле. Он выходец из привилегированных слоев тюрков. Оставил после себя большое наследие в области образования, науки, искусства и так далее. Был востребован  как знаток логики, музыки, астрономии, а впоследствии как знаток древних наук.  Он – ученый, написавший сотни трактатов по астрономии, астрологии, математике, логике, музыке, медицине, естествознанию, социологии, лингвистике, поэзии, риторике, философии. Казахский народ гордится таким  великим земляком, как аль-Фараби.
Что лично меня привлекает в аль-Фараби? 
В нем интересно все. Мне кажется, что аль-Фараби – это ключ к пониманию той эпохи, но не простой ключ, а с секретом, который может открыть какие-то потрясающе интересные вещи, ведь отрарский ученый раздвинул горизонты музыки и логики, космологии и метафизики, учения об интеллекте и языке. 
Его рукописи рассеяны по всему миру. Аль-Фараби хорошо знает Европа, многое восприняли из его трактатов такие христианские мыслители, как Альберт Великий и Фома Аквинский, потому что в них идет речь об единобожии, о природе Бога. Кстати, это очень актуально сейчас, когда люди стали интересоваться всем, что имеет отношение к области духовного.
Для аль-Фараби толерантность, как мне кажется, это еще и открытость, готовность принять чужие знания и поделиться своими.
Стремление к знаниям, любознательность были его сущностью. Он мог посмотреть на небо и задуматься, как связаны между собой подлунный мир и надлунный. Тогда знания были главным, в то далекое время дань брали не только золотом, но и рукописями, а научные переводы в багдадской академии «Байт аль-Хикма» оценивались на вес золота. 
Согласно аль-Фараби, философия представляет собой абсолютное знание, присутствующее в тех или иных формах у разных народов. Ее значение – всеобщее, ее принципы – универсальны. Именно философия, как вытекает из хода размышлений Абу Насыра, является основой общемировой культуры. Развитое государство предполагает потребность в философии, без этого оно было бы чересчур «приземленным». Без широты философского взгляда на современный мир жизнь человека становится лишенной перспектив духовной эволюции. И об этом надо помнить.
Гульмира Еркимбаева, 
преподаватель 
русского языка и литературы 
Талдыкорганского 
колледжа промышленной 
индустрии и новых технологий.

Другие новости

Подарок,  спасающий жизни

Подарок, спасающий жизни

Родильный дом Талгарской районной больницы — одно...

  20.11.2024   241
Вирусы пожаловали раньше обычного

Вирусы пожаловали раньше обычного

В этом году специалисты предупреждают: сезон грипп...

  14.11.2024   543
Лекарства на сумму 507 млн ​​тенге выдали пациентам бесплатно

Лекарства на сумму 507 млн ​​тенге выдали пациентам бесплатно

С начала года в  городской многопрофильной бо...

  08.11.2024   956
Врачи спасли женщин-близнецов

Врачи спасли женщин-близнецов

В человеческом организме есть очень крепкие кости,...

  01.11.2024   1016
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.