Трактат мастера о гармонии музыки
Данную статью мы посвящаем «Большой книге музыки» Абу Насыра аль-Фараби, в которой мыслитель рассматривает музыкальное наследие предков, генезис и теоретические основы музыкальной науки, являющиеся оригинальным музыкальным источником в области эстетики в настоящее время.
В своем трактате аль-Фараби глубоко исследует вопросы музыкальной теории, которые представлены отдельными темами – лад и ритм, техника, музыкальная композиция, подробно и развернуто воссоздает восточные и среднеазиатские инструменты, логично и методично раскрывает различные аспекты музыкального искусства, опираясь на традиции и представления о музыке в античные времена и средние века.
Философ рассматривает музыку с точки зрения математических наук, где наряду с арифметикой, геометрией, оптикой, астрономией, наукой о тяжести, механикой и статикой, музыка занимает важное место. Как пишет сам аль-Фараби: «некоторые основы музыкальной теории мы берем из общепринятых наук, некоторые из естествознания, геометрии, арифметики, а некоторые из искусства музыкальной практики, в которой музыка связана с математикой, поскольку ее целью является изучение тонов и все, что с ними связано, таких как величины и количество».
В музыкальном наследии аль-Фараби прослеживается онтологическая картина ступеней бытия и иерархическое развитие мира, где гармония выступает критерием существования не только мироздания, но и служит основой поэзии и музыки. Ученый создает обширную и многогранную концепцию о музыке, построенной на гармоничности, соразмерности и пропорциональности, как и вселенная. Музыку мыслитель определяет как мелодии (песни): «Что делает их гармонично слагаемыми, благодаря чему они становятся более совершенными и приятными». Совершенство – одна из важных категорий философии ученого, которая символизирует идеал мелодии, «полноту» ощущений при прослушивании музыки, восхищение и наслаждение слушателя, гармоничность и естественность музыкальной композиции.
В своем трактате он прописывает десять совершенств, благозвучно называя их гармониями:
Первая – гармония «композиции», с ее помощью мелодии получают блеск и окрашенность. Вторая – гармония «времени», определяемая как промежуток между предыдущим и последующим тоном в мелодии. Третья – гармония «гомогенная», соединяющая разные музыкальные тоны в одну мелодию для совершенствования музыки. Четвертая – гармония «октавы», в которой ступени различных музыкальных тонов связаны в один гаммовый строй. Пятая – гармония «конфигураций», распределяющая музыкальные тоны для создания одной мелодии. Шестая – гармония «созвучия», сочетающая однородные, энгармонические и диатонические тоны. Седьмая – гармония «музыкальных ритмов», рассматриваемая как применение особенных штрихов для построения мелодии. Восьмая – гармония «модулирующих интервалов», основанная по высоте звучания мелодии. Девятая – гармония «регистровая», перемещение одинаковых музыкальных тонов в различных музыкальных рядах. Десятая – гармония «звуков», в которой высота звучания придает мелодии совершенство.
В заключение трактата аль-Фараби подводит к высокой миссии искусства в совершенствовании человека на пути к познанию абсолютной истины и достижению счастья, что определяет единство философских и эстетических принципов в научном подходе автора к музыкальному искусству, где совершенство и прекрасное в музыке является результатом гармонии.
Аида УСЕНОВА,
к.п.н., зав. кафедрой
творческого образования
ЖГУ имени И. Жансугурова.