Влюбленные в музыку степи
В домбре воплощена душа казахского народа. Раньше она была в каждой казахской семье, ее мастерили самые искусные ремесленники аула. Однако изготовление домбры доступно не каждому, инструмент звучит только в руках человека с творческой натурой. Секреты изготовления передавались от отца к сыну. Наш герой Берикжан Беков уже в третьем поколении ремесленников продолжает семейную династию.
По приезде в село Алгабас Коксуского района мастер встретил нас вместе с отцом Сериком Диханбайулы. Они проводили нас в небольшую, но уютную мастерскую, именно тут они создают свои изделия.
Не секрет, что изготовить качественный казахский национальный музыкальный инструмент дано не каждому, процесс требует знаний, умений и наличия специальных инструментов. Секретами дела своей жизни охотно поделился Берикжан. Он пришел в ремесло в 15-летнем возрасте - будучи еще школьником, он помогал отцу.
- Запах обработанного дерева знаком мне с детства. Благодаря наставлениям и поддержке отца я всему научился. Дедушка тоже был ремесленником, он изготавливал необходимые для быта вещи из железа и дерева. Отец работал при мастерской драматического театра и играл в одном из ансамблей в парке. Он многие годы посвятил музыке и изготовлению народного инструмента. Все знания, опыт и мастерство, полученные от отца, я вкладываю в то, что делаю, - сказал Берикжан Беков.
Вот так из поколения в поколение в династии Бековых передаются секреты мастерства. Глава семьи Серик ага, увлеченно рассказывая о процессе изготовления домбры, подчеркнул, что в каждом инструменте есть частица его души.
- Я занимаюсь изготовлением домбры на протяжении 32 лет, сам я по профессии художник, но по специальности не работал. Изготавливать домбру научился по книге, где все подробно было описано. Так, с 1988 года пробовал, работал, так потихоньку и овладел этим ремеслом. Потом начал обучать своих братьев и сестер, сын сам научился, можно сказать, превзошел своего учителя, - с гордостью сказал он.
На создание одной домбры у мастеров может уйти три-четыре дня. Время зависит от материалов и желания заказчика. Процесс создания трудоемкий и требует от умельцев большого усердия и точности, главное - соблюсти все пропорции.
Вначале доски распиливают на дощечки нужного размера, затем их сушат. Далее с помощью специального оборудования их гнут до округлой формы и склеивают. Следующий этап – установка деки домбры - это крышка корпуса, посредством вибрации она воспринимает звуки струн и усиливает их звучание. Вырезается на деке голосник - отверстие, откуда и будут доноситься звуки. Потом наносится орнамент, его вырезают или наклеивают заготовленный рисунок. В работе над инструментом очень важен выбор древесины, так как именно она способствует хорошему звучанию, - подчеркнул мастер.
- В основном для акустического материала используется твердая древесина: карагач, джида и даже древесина яблони, урюка. Есть и другие твердые сорта дерева, такие как клен, из зарубежных это бук, палисандр, красное дерево. У каждого дерева есть свой характер, нужно уметь распознать его, у каждого разная плотность, для каждого нужна особенная обработка. Есть дерево с мягким характером, есть наоборот. Нельзя сравнивать джиду с карагачом. Настоящий мастер обязан чувствовать материал, с которым работает, - делится Серик Диханбайулы.
В месяц отец с сыном изготавливают около 70-80 инструментов разных размеров, чаще всего классической каплевидной формы, но могут и с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. Основной заказчик - город Алматы, а в области потенциальные клиенты - это учащиеся музыкальных школ, кружков, студенты, профессиональные музыканты и сольные исполнители.
Айжан Джайлаубаева, Коксуский район.