Жизнь, окутанная легендами
В этом году все прогрессивное мировое сообщество отмечает 1150-летие одного из мудрейших восточных мыслителей аль-Фараби.
Доподлинно известно, что Абу Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в поселении Весидж, близ благоденствующего тогда Отрара, называемого Фараб.
О его жизни существует много легенд, одна из них гласит:
– Шел старец по пустыне, с посохом в руке и сумой за плечами. Его томила жажда, от усталости он еле передвигал ноги… Но он шел, не теряя надежды на чудо – и чудо свершилось! Он вдруг увидел маленький зеленый оазис – там был сад, там было жилье человека, а, значит, была вода! Собрав последние силы, краешком чалмы утерев пот со лба и приложив влажную ткань к губам, он ускорил шаги. Вдруг дорогу ему преградил хозяин. Он тоже был стар, но суров: «Это мой дом, мой сад! Я давно ушел от зла, от людей. Любой чужеземец мне враг, я не знаю тебя, не знаю, с чем ты пришел и что мне принес – добро или зло?». «Чем же я могу доказать свою доброту, если ты видишь во мне зло?!» – воскликнул страждущий странник.
«Ответь мне, что в этом плоде прекрасно? Его краски, его сок, его вкус или его форма? – спросил хозяин, подняв над головой яблоко. «Ни то, ни другое, ни третье, – ответил странник. «Семя, из которого родился этот сад и вырастут другие сады… И капля воды, которая дает вечность жизни этим семенам…» – добавил скиталец, теряя последние силы и падая у ног хозяина сада… Тот подхватил его и бережно отнес в свой дом… Этим скитальцем и был Абу Наср аль-Фараби.
Историки предполагают, что первоначальное образование он получил на родине, в Фарабе, но затем, движимый жаждой знаний и впечатлений, побывал и в Шаше (Ташкент), и в Самарканде, и в Бухаре – средневековых научных и культурных центрах Средней Азии. Оттуда он двинулся в Багдад, столицу Арабского халифата. Вот там он вплотную занялся изучением различных отраслей науки и языков.
Багдад был центром притяжения интеллектуалов своего времени.
Он славился своей школой переводчиков, которые переводили и комментировали произведения Платона, Аристотеля, Галена, Евклида. Переводческая практика сделала аль-Фараби настоящим полиглотом. В дошедших до нас источниках упоминается совершенно фантастический факт: аль-Фараби знал более 70 языков мира! Занимаясь переводами античных философских текстов на арабский язык, аль-Фараби особенно проникся учением Аристотеля и сделался его рьяным апологетом и пропагандистом.
И пропагандировал до такой степени, что даже в историю Абу-Наср аль-Фараби вошел как «Второй учитель». Естественно, после Аристотеля. Так что, легенда вполне правдоподобна: аль-Фараби к закату жизни имел полное представление о природной сути вещей и явлений, а на последнем дыхании мог изречь философскую мысль.
По материалам Интернет-сайтов