Когда казах легко отдаст самое дорогое – коня: традиция Ат қосу
Древняя традиция обусловлена помощью во время боевых действий.Встречаясь, казахи здороваются: «Ат көлігің аман ба?» (Как твой конь?). Вопрос «Атың кім?» (как твое имя) можно перевести и «как твой конь». О том, что казах без коня не казах, есть такая поговорка:
Жаяу кісі өлгенмен тең
У кого нет коня, у того нет и жизни.
Вот что в своей книге «Культ коня у казахов» пишет ученый Ахмет Токтабай.
«Казахи считают, что везение зависит больше от коня, нежели от всадника: «Ер жолдысынан, ат жолдысы» (лучше пусть везучим будет конь, нежели человек). Коня, с которым не изменяет удача, называют Ақжолтай ат (конь-везунчик)».
Культ коня у казахов
Конь у казахов имеет особый статус. Особенно ярко это выражается в отношении к коням сал-сере — людей особой внутренней культуры, виртуозных певцов и домбристов, которые в обществе вели себя откровенно вызывающе.
Салы и сере буквально охотились за лучшими скакунами. А обретя вожделенного коня, лелеяли их не меньше, чем родители своего единственного и долгожданного ребенка. Вместо воды они поили своих любимцев молоком, покрывали дорогими попонами, вешали на уши золотые серьги, в гриву и хвост вплетали дорогие бусы, а ноги скакуна украшали золотыми и серебряными браслетами. Порой убранству аргамаков салов и сере могли позавидовать самые зажиточные казахские богачи.
Предки казахов и кони
О близости предков казахов и коней в истории немало свидетельств. Так, Андрей Лызлов (1655-1697), автор книги «Скифская история» пишет, что кони тюрков
«…могут терпеть всякие трудности, как и их хозяева. Есть у них иные кони, великие и рослые, и в скачке держат голову высоко. …Молоко кобылье сырое пьют, и оно у них лучшее лекарство после всяких трудностей».
…Когда они идут на войну, каждый на поводу имеет по два, а то и по три запасных коня. Если один устанет, хозяин пересаживается на другую лошадь, а уставшую пускает скакать свободно.
Реки же вплавь переходят. Навязав два снопа больших тростей, свяжут коней уздами, также свяжут крепко и их хвосты. И так на один сноп кладет оружие, на другой же сам сядет. Держится одной рукой за хвосты конские, другою коней погоняет и так переезжает на другую сторону реки».
Традиция Ат қосу
Многие национальные традиции свидетельствуют о том, что казахи с древних времен живут, оказывая друг другу взаимную помощь.
«Ат салысайық» (буквально – поможем конями) говорят казахи, когда призывают кому-то помочь всем миром.
«Ат қосу» (помощь конем) — одна из традиций, связанных с боевыми действиями. Суть ее в том, что когда всадник во время сражения остается без коня, другой воин уступает ему своего. Зачастую Ат қосу становилось жертвоприношением во имя победы или будущего.
Например, вот что пишет Чокан Валиханов в своей статье «Исторические предания о батырах в XVIII века»:
«Когда узнал Жанатай о смерти любимого своего брата, проклял его убийц: «Или умру, или напьюсь вашей крови!». Велел подать лошадей. С 500 человек отряда ворвался он в ставку калмыков, их было 10 тысяч, и утонул в битве. Битва была страшная, казахи шли на смерть. Все пали, остался Жанатай и восемь человек, среди которых сын его Токыш. Жанатай слез с лошади и подал ее сыну со словами: «Отправляйся домой, пробейся, ибо не будет человека, который при случае мог бы за меня отомстить». И пал».
Традиция Ат қосу в исторической литературе
Тюркский историк, государственный деятель и военачальник Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) в своем труде «Тарихи Рашиди» описывает Ат қосу так:
«Хан остался пешим, так как его коня ранили. Тогда амир Сеит Али сошел со своего коня и отдал его хану. Сам же упал навзничь и притворился мертвым. Враги, посчитав его мертвым, подошли близко. Тогда он вскочил и схватил одного из них. Ему повезло, враг оказался здоровым. Амир крепко схватил его за полы шубы и прикрылся им как щитом. Таким образом он шел рядом с ханом. Враги в него не смогли стрелять, так они прошли расстояние в один километр и дошли до реки Или.
Опрокинув калмыкского воина, он схватился за узды ханского коня и вошел в воду. Вода была ему по грудь. Амир Сеит Али, помогая коню держать голову высоко, сделал все, чтобы ханский чапан не спал с его плеч, не промок и перевел на другой берег».
Сегодня традиция Ат қосу вспоминается как яркий и поучительный пример бескорыстного оказания помощи другому человеку.
Автор: Бердалы Оспан