Каждая реформа – это шаг к укреплению государственности
В Казахстане с момента обретения независимости одним из важных и стратегических направлений проводимой политики служит формирование профессионального государственного аппарата, способного не просто адаптироваться к современным реалиям, но и отвечать всем чаяниям народа. В этой связи за минувшие годы был принят целый пакет нормативно-правовых актов, регулирующих этот сложный процесс.
Одним из них служит Стратегия «Казахстан-2050», в которой четко обозначена задача – создать такой госаппарат, который, прежде всего, работал бы во благо населения. Другим, не менее важным документом является План нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, предложенных несколько лет назад Первым Президентом РК, Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Логическим продолжением этих реформ стали Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева, где также особое внимание уделяется развитию государственной службы.
Между тем, стоит отметить, что новые стандарты современной госслужбы в Казахстане были заложены еще в 2005 году, когда был принят кодекс чести, предполагающий особое выражение доверия к госслужащим со стороны общества и государства и предъявляющий высокие требования к их морально-этическому облику.
Одним из важных моментов также является то, что в Казахстане были определены новые положения в борьбе с коррупцией, вплоть до требований к внешнему стилю одежды госслужащих, урегулированы вопросы их участия в религиозных и общественных объединениях. В конце 2015 года был принят новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан». Утвержден новый Этический кодекс государственных служащих и Положение об уполномоченном по этике. Кроме того, были рассмотрены меры профилактики и взыскания за нарушение этических норм, при этом особый акцент был сделан на их предупреждение.
Отдельно стоит выделить, что сегодня очень большое внимание уделяется вопросам этики и поведения государственного служащего. Это делается, в первую очередь, для формирования имиджа госслужащего на высоком уровне, повышение личностного профессионального уровня, оптимизацию морально-нравственных качеств. Более того, в эпоху глобализации, внедрения новых технологий, ускорения процессов цифровизации, быстрого развития информационных сетей, госслужащие просто обязаны обладать большим и профессиональным уровнем знаний.
В целом можно с уверенностью сказать, что за минувшие десятилетия в стране сформировалась эффективная система государственного управления. При этом, она на практике подтвердила свою дееспособность. И эта система продолжает развиваться уже под руководством Президента Касым-Жомарта Токаева, инициировавшего концепцию «слышащего государства»
С недавнего прошлого в системе госуправления нашей страны отдельная роль отведена уполномоченному по этике, институт которого был введен на основе опыта передовых стран – Канады, Великобритании, Австралии, Ирландии. Эта должность введена на всех уровнях и ветвях исполнительных органов. Исключением являются правоохранительные и специальные государственные органы, а также Министерство обороны Республики Казахстан.
Уполномоченный по этике – это, прежде всего, госслужащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса, а также в пределах своих компетенций консультирующий государственных служащих и граждан, при этом деятельность уполномоченного по этике играет большую роль в формировании позитивного морально-психологического климата в коллективе.
Он на постоянной основе проводит разъяснительную работу, читает лекции, организует семинары-совещания, анализирует различные правонарушения, имевшие место в прохождении государственной службы, и принимает меры по предупреждению их и пресечению.
Кроме того, уполномоченный по этике осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением Этического кодекса госслужащими. Он проводится путем изучения материалов, опубликованных в средствах массовой информации (газеты, интернет-издания и др.). Работая в ногу со временем, он на постоянной основе ведет контроль за аккаунтами госслужащих в социальных сетях.
Что же касается конкретных критерий, то при использовании госслужащими социальных медиа-платформ учитываются такие требования, как уважительное отношение к государственному и другим языкам, традициям и обычаям разных этносов, населяющих Казахстан, а также неприменение нецензурной лексики и неразглашение критических фото – и видеоматериалов о государственной службе. В противном случае при несоблюдении всех этих норм, государственный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности.
Нередко на практике встречаются спорные моменты, возникающие между госслужащими и другими, не имеющими отношения к госаппарату гражданами. В таких случаях рассмотрение обращений физических и юридических лиц по фактам нарушения госслужащими норм служебной этики – одна из ключевых функций уполномоченного по этике. Его задача в этом направлении заключается в двустороннем примирении с участием спорных сторон путем заключения мирных соглашений. А если обе стороны не могут прийти к общему соглашению, то дальнейшая задача уполномоченного по этике заключается в проведении служебного расследования. Вместе с тем, в его обязанности входит защита прав и интересов государственных служащих. До недавнего времени госслужащий для защиты своих прав обращался в уполномоченный орган по государственной службе или в суд. В этих случаях решение проблемы может занять длительное время. В то время как деятельность уполномоченного по этике нацелена на быстрое и конструктивное решение сложившейся проблемы.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев в недавнем Послании «Казахстан в новой реальности: время действий» отдельную главу посвятил системе госуправления. Разумеется, этому способствовали новые вызовы в связи со всемирной пандемией коронавируса, в условиях которой большинство госорганов работали в удаленном режиме. Это, как отметил Президент, и показало необходимость сокращения госаппарата. Поэтому и принято решение сократить число госслужащих и работников квазигосударственного сектора в текущем году на 10 процентов, а в следующем – на 15 процентов.
По сути, этот процесс был ожидаем, ведь в стране семимильными шагами развивается цифровизация, причем во всех ключевых отраслях, которая в значительной мере сократила участие человеческого ресурса в оказании тех или иных госуслуг населению.
В заключение хотелось бы отметить, что каждая реформа – это шаг к укреплению казахстанской государственности. Заложенные коренные преобразования в обществе и государстве, не только придадут нашей стране запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, но и приблизят нашу страну к вхождению в число самых развитых государств мира.
Галиаскар Сарыбаев,
руководитель управления
внутренней политики
Алматинской области.