Институт казахстанской семьи заметно ослаб
Институт казахстанской семьи заметно ослаб. Пора принимать меры, передает Kazpravda.kz.
В 2015–2018 годах в республике было зарегистрировано 709,6 тыс. браков и 274,5 тыс. разводов. То есть ежедневно в среднем 389 браков и 150 разводов. В 2019 году расторгнуто 59 796 браков, что в пересчете на день составило уже 164 развода. В 2020–2021 годах из-за пандемии сократилось число и новых, и распавшихся семей. Но лишь с начала текущего года по сентябрь брак расторгли 120 тыс. человек, из них более 60 тыс., то есть каждый второй, – молодежь в возрасте 18–35 лет.
Озабоченность данной проблемой со ссылкой на Национальный доклад о семье выразил на недавнем пленарном заседании Мажилиса депутат Дархан Мынбай. По мнению мажилисмена, подобная динамика указывает на ослабление института казахстанской семьи и требует вмешательства власти.
«Мы считаем, что поддержка и защита каждой семьи и молодого шанырака является неотложной задачей государства в повышении качества человеческого капитала», – подчеркнул депутат и предложил ряд мер для укрепления брачных уз.
Среди них – введение в учебных заведениях занятий, популяризирующих семейные ценности, стимулирование досудебной медиации для примирения вознамерившихся расстаться супругов, распространение зарубежного опыта, направленного на сохранение семьи, и другие шаги.
В один и тот же день с Дарханом Мынбаем, так совпало, своим видением укрепления семьи поделился известный российский певец Стас Пьеха. Но если казахстанский депутат делает ставку на повышение роли государства, то 40-летний внук звезды советской эстрады Эдиты Пьехи апеллирует к самой ячейке общества.
«Сейчас будет, на первый взгляд, шокирующее заявление, – предупреждает Пьеха в интервью одному изданию. – Мне очень нравится модель гостевого брака. Я считаю, что она не ухудшает ситуацию в семье и не подразумевает, что каждый живет свободной жизнью, может изменять налево и направо. Напротив, она укрепляет семью, минимизирует возможность измен, нечестности и пресыщения друг другом, убирает потребность лгать во избежание каких-то конфликтов. То есть убирает лишний потенциал ответственности от постоянного совместного нахождения».
Предупреждение Пьехи шокировать публику кажется излишним. Потому что гостевой брак, предполагающий постоянные, в том числе зарегистрированные, отношения, но раздельное проживание супругов – явление не оригинальное и не новое. Классический стародавний пример – гостевой брак официально зарегистрованных Владимира Высоцкого и Марины Влади, постоянно живших не только в разных квартирах, но и в разных странах.
Предостаточно похожих отношений и в современности. По данным Национального института демографических исследований Франции, в 2019 году 1,2 млн состоявших в браке граждан этой страны вместе не жили, но регулярно встречались и были вполне довольны своим положением. В разгар пандемии американская актриса Гвинет Пэлтроу признавалась, что ее семья переносит карантинные ограничения легче, чем многие другие. Потому что после неудачного первого брака Пэлтроу проводит со вторым мужем Брэдом Фэлчаком лишь два-три дня в неделю, а затем он возвращается к себе домой.
Сошлюсь и на личные наблюдения. Как в советский период я знал, так и в новые времена знаю несколько супружеских пар, которые или исповедуют гостевой брак в полном объеме, или практикуют его элементы, проживая то вместе, то врозь. И если суммировать их объяснения, то, памятуя грустный афоризм Владимира Маяковского, суть можно сформулировать так: чтобы любовная лодка НЕ разбилась о быт.
Исследователи проблем семейных отношений называют двумя глобальными факторами транформации традиционного брака увеличение продолжительности жизни и эмансипацию вкупе с ростом материальной независимости женщин.
В XIX веке средний срок жизни в Европе не превышал 40 лет, а в Российской империи и того меньше. То есть женился, детей нарожал, поднял их на ноги, а тут за тобой уже и костлявая с косой. Люди просто не успевали отяготиться брачными узами, рутинностью семейных отношений и заскучать. А сегодня только и слышны сетования на гнет быта и монотонности, тоска по свободе, свежести и переменам в личной жизни.«Я не собираюсь жить вместе даже с Леонардо Ди Каприо! — восклицает инстаграмщица Айза Анохина. – Быт убивает все к чертям собачьим!»
Но действительно ли меньше в гостевом браке проблем, как пытаются представить его сторонники?
Первое и главное условие его успешности – полное взаимодоверие супругов. Если оно дает трещину, такие отношения превращаются в профанацию и с высокой вероятностью скорее раньше, чем позже, прекратятся.
Второй по значимости фактор – совпадение взглядов гостевых супругов на жизнь в широком смысле от материальных до духовных ценностей. Хорошо, если пара сразу обретает общий язык не только в любви. Если нет, то находить точки соприкосновения из-за ограниченности общения в гостевом браке сложнее и дольше.
Третье важнейшее условие добротности гостевого брака – житейско-бытовая самодостаточность каждого из супругов. То есть наличие своей крыши над головой, умения и желания самостоятельно покупать продукты питания и хозтовары, готовить еду, стирать, гладить, содержать в чистоте и порядке собственное жилище. Либо иметь такой личный доход, какой бы позволял пользоваться услугами высококачественного общепита и бытового сервиса, а то и нанять прислугу. Но это идеальный вариант, практически недоступный молодежи, за исключением отпрысков богатых персон.
Среди самых серьезных испытаний гостевого брака, как, впрочем, и традиционного союза, рождение в нем детей. Окажется ли готов лишь периодически появляющийся папа помогать жене-маме, неизбежно столкнувшись с хлопотами, обусловленными ребенком? Ведь одной материальной поддержки будет явно недостаточно. Тем более когда дитя подрастет и начнет задавать «неудобные» вопросы, в том числе возникающие в результате общения со сверстниками.
Наконец, не только друг, но и супруг познается в беде, от которой не застрахован никто. Что произойдет с гостевым браком, если муж или жена окажутся поражены тяжким недугом либо серьезной травмой, которые на неопределенное время прикуют одного из супругов к больничной койке, домашней постели? На этот вопрос нет однозначного ответа в традиционном союзе, а уж в гостевом и подавно.
Так что еще не факт, что «гостевуха» вместо «бытовухи» делает людей более счастливыми. Однако, если это кому-то помогает сохранить любовь и семью – на здоровье. Но и в гостевом браке обрести нескончаемый безмятежный романтический праздник вряд ли получится.
АВТОР:
Андрей Жданов