«Время бояться прошло!»
считает предприниматель Бакыт Ботояров
Ащибулакский округ в советское время – это пригород Алматы, сугубо сельская и весьма успешная территория. Это знаменитые виноградники, яблоневые сады и большое количество скота. А здешний винсовхоз, возглавляемый легендарным директором, Героем Социалистического труда Мухаметжаном Туймебаевым, гремел на всю рес-публику, принимал бесчисленные делегации по обмену опытом и был хозяйством-миллионером.
Потом все покатилось «под гору». Это были времена «горбачевской перестройки» с ее борьбой с алкоголизмом, вырубкой садов и виноградников, а следом, при Ельцине, пришла гайдаровская «шоковая рыночная терапия». Стало совсем уж тяжко: упадок в экономике, безденежье, безработица. Но природа, как известно, не терпит пустоты. Вместо бывших виноградников появились новые жилые микрорайоны из одно-, двухэтажных коттеджей, нехватку товара восполняли коммерсанты, челночники, частная инициатива пробивала себе дорогу. За прошедшие четверть века здесь появились десятки объектов малого бизнеса в сферах торговли, услуг, общественного питания. Сумели выжить среди зажатых новостройками кусочков земли с пяток фермерских хозяйств. Постепенно потянулся и более крупный бизнес. Сюда перевел производство с Алматы Первый пивзавод, открылись заводы полного цикла по выпуску алюминиевого профиля и медицинских препаратов – Аluminium оff Kazakhstan и «АБДИ ИБРАХИМ ГЛОБАЛ ФАРМ», есть цех по сборке челябинских тяжелых гусеничных тракторов ЧТЗ, завод по производству теплоблоков по немецкой технологии «ВТК Group», ряд других производств.
Тем не менее, для такого крупного округа объектов малого и среднего бизнеса, конечно же, еще очень мало. Здесь официально проживают около 30 тысяч человек! Новые рабочие места нужны как воздух, так как безработица явная и скрытая, конечно же, еще есть. Поэтому я с удовольствием принял предложение руководителя отдела предпринимательства Илийского района Данияра Конурбаева посетить новое производство обуви в названном округе. Сюда же приехало и руководство в лице акима района Кыдыркельды Медеуова и заместителя председателя районного филиала партии «Нұр Отан» Ерболата Турумбетова.
Место расположения производства оказалось сразу за селом Туймебаево, на границе поселка Жапек батыр, перед прудом, налево. Сюда тянулась линия электропередач, есть дорога, правда, грунтовая. Справа за тянущимися несколько сотен метров высокими заборами находились какие-то склады, контейнеры.
Нас встретили предприниматель (он же учредитель) Бакыт Ботояров, юрист Мархабат Дуанаев и директор производства Эльмира Айнакулова.
Товарищество носит название «Фатих и ВХ». Как объяснили собеседники, своему детищу они изначально хотели дать убедительное наз-вание – победа. Но в реестре Министерства юстиции названия по-казахски «Женис» и русская «Победа» уже, оказывается, были. Оставалось зарегистрировать собственный товарный знак в арабском варианте – «Фатих».
С чего все начиналось? Года три назад Бакыт был оптовым торговцем обуви в разных странах Азии. Приходилось много ездить, закупать большие партии товара напрямую с фабрик в Турции, в Китае. Видел, какое огромное количество людей задействовано в этой прибыльной отрасли. Приглядывался к циклу производства, убеждаясь, что ничего заумного там нет.
Но вопросы всегда оставались: «Почему мы не можем производить обувь у себя? Чем наши люди хуже других, ведь покупают же все равно готовую обувь?».
В 2015 году Бакыт с партнерами устанавливает деловые контакты с турецкими обувщиками, разрабатывает бизнес-план, находит финансы, закупает оборудование. Через год для выпуска первой пробной партии обуви приглашает из-за рубежа турецких мастеров Мустафу Арслана и Жемалидина Гюлера. И наконец, в 2017 году, подготовив материально-техническую базу, закупив сырье, набрав и обучив персонал, оформив все документы, «Фатих и ВХ» объявляет о старте проекта.
– Сейчас мы наладили полный цикл: от эскиза и выкроек до выхода готовой продукции – кроссовок, – рассказывает Бакыт – Действуют пошивочный и сборочный цеха. На первой линии производства можно выпускать семнадцать моделей спортивной обуви. Единственное, что приходится пока еще закупать – подошвы для обуви, но со временем для ее выпуска думаем приобрести недостающее нам оборудование – термопласт-автомат. Тогда и подошва своя будет, и фирменный логотип на ней «Made in Qazaqstan». Качество товара в данном ценовом диапазоне, по мнению экспертов, признано лучшим, не было нареканий и со стороны потребителей. Предприниматели рассчитывают вначале укрепить свои позиции в регионе, а далее уже отвоевывать рынки сопредельных стран.
Примечательно, что даже этот небольшой цех на первом стартовом этапе обеспечивает работой более шестидесяти человек. Заработная плата, в зависимости от квалификации, варьируется от 70 до 120 тысяч тенге. Весьма неплохо для сельской местности. Плюс работники обеспечиваются горячим питанием и развозкой за счет компании. В ближайших планах – расширение производства с созданием 20-30 новых рабочих мест и в дальнейшем – до 150 человек.
Аким района Кыдыркельды Медеуов, осмотрев всю технологическую цепочку производства, пожелал начинающему бизнесу успехов. Посоветовал обратить внимание на продвижение товара, маркетинг, открытие своего фирменного магазина, на участие в ярмарках товаров Илийского района и области. Конечно, надо думать и над приобретением в собственность своего участка, строительства на нем производственного модуля. (Пока «Фатих и ВХ», как выяснилось, арендует помещение. прим. автора)
Под занавес встречи я не мог не задать нашему гиду и собеседнику такой вопрос: «Не боитесь ли вы начинать новое для нас дело? Ведь известно расхожее мнение, что Казахстану, находящемуся в окружении таких гигантов, как Китай и Россия, невыгодно заниматься каким бы то ни было производством. Априори! Просто потому, что у соседей товар будет дешевле и отечественное производство разорится...».
Ответ Бакыта был таким: «Время бояться прошло! Надо заниматься делом, доказывая обратное, что нет ничего невозможного! Мы вот есть же! Здесь и сейчас! «Фатих и ВХ»! И эти станки, люди и обувь в ваших руках – реальные! Вот вам и априори! Нужно ломать стереотипы!»
Нам остается пожелать этим молодым амбициозным ребятам, по сути первопроходцам обувной отрасли – удачи! Думаем, мы тут будем еще не раз, рассказывая об очередных успешных проектах команды единомышленников.
Рамазан Елешев,
Илийский район.