Хранительница языка и традиций уйгурского народа
Наследие
Судьба подарила мне дружбу со многими благородными и мудрыми женщинами, о некоторых из них я уже рассказывал. Может быть, Вы помните мои воспоминания о Светлане Николаевне Назаровой, Райхан Матаевне Бектемисовой, Валентине Андреевне Мачинской. Сейчас дружу с Надеждой Андреевной Лушниковой и Кларой Шайсултановной Хафизовой. Мы почти ежедневно разговариваем по телефону, встречаемся, приезжали они, конечно, и в мой Фабричный. Эти талантливые, творческие, высокообразованные и известные в Казахстане личности (я имею в виду всех пятерых) по-матерински ко мне относились и оказали на меня огромное влияние.
Сегодня навестил Зайняп Якупжановну Сраждинову - вот о ней и хочу рассказать. За многие годы общения с ней она стала близким и родным человеком, которую я очень люблю.
Зәйнәп һәдә родилась 1 июля 1942 года в Кульдже, ее родители, выросшие в казахстанском Жаркенте, в начале 1930-х годов были вынуждены покинуть родной город и перебраться в Илийский край. Зәйнәп получила среднее образование в СШ №1 г. Кульджи (КНР). Окончив в 1959 году школу, она с родителями переехала в Казахстан, где жила в Жаркенте, позже - в Узун-Агаче. В 1965 году вышла замуж за Аблекима Сраждинова. С ним юная Зәйнәп нашла свое счастье, подарила ему четверых детей. Вскоре после свадьбы молодая семья переехала в Фабричный, где подружилась с моими родителями. Аблеким Сраждинов, который родился и вырос в религиозной семье, стал одним из самых уважаемых жителей нашего многонационального поселка (я о нем писал). Многие годы Аблеким-хаджа возглавлял уйгурскую общину Фабричного (жигит беши), был наиб-имамом в Сәт мечети. К сожалению, пять лет назад Аблеким ака ушел из жизни.
Я часто бываю в гостях у Зәйнәп һәдә. Она не только хорошо образованная, но и прекрасно знает традиции нашего народа, является великолепным носителем уйгурского языка. В своей речи часто использует пословицы, поговорки, фразеологизмы. К сожалению, таких людей все меньше и меньше среди нас. Скромная и добрая, она подлинная дочь мудрого Востока, воспитавшая хороших детей.
Сегодня долго разговаривал с Зәйнәп һәдә: от души насладился богатством родной речи, интеллигентностью и тактом этой мудрой женщины.
Уйгурский аткян чай с корнем аира
Мама покинула нас почти шестнадцать лет назад. Вместе с ней ушла самая счастливая эпоха в моей жизни: я сразу стал старше. Любовь к национальным традициям, уйгурской кухне привила мне она.
Мама Ризванам Махмуткызы (1927-2007) удивительно готовила аткян чай с корнем аира (уйг. - игир). Более вкусного напитка не пил в жизни! На первый взгляд, ничего сложного в его приготовлении нет: завари хороший чай, посоли, добавь молоко и сливки, и напиток готов. Но мама владела секретами приготовления этого чая, которые переняла от моей бабушки и передала дочерям и снохам. Главное: она готовила аткян чай с корнем аира. Вспоминаю, что мама любила угощать гостей аткян чаем. Наливала полный апкур (большая пиала) чая, заваренного вместе с корнем аира, приправляла домашними сливками и настойчиво угощала, зная о полезности такого напитка. Конечно, аткян чай подавала с тандырными лепешками.
Аткян чай с корнем аира имеет давнюю историю. Уйгуры, которые жили на берегах реки Или, обратили внимание на высокую, с широкими листьями траву, которая издавала приятный ароматический запах. Это был аир обыкновенный или болотный, который рос в трясинах. Запах илийцам понравился, они начали понемногу добавлять листья аира в различные супы, иногда в лапшу. Но подлинное признание этой травы пришло, когда начали добавлять ее корни в аткян чай. Люди заметили, что чай с аиром возбуждает аппетит, уменьшает изжогу, благотворно влияет на пищеварение, печень, почки, желчный пузырь, успокаивает нервы... Мои предки по маме, которые перебрались в Семиречье из Илийского края, привезли с собой и начали разводить аир. Сажали его в чистых местах на берегах арыков, где было много воды. Так аир для уйгуров стал домашним растением.
Мама после замужества поехала однажды в родное село Малое Аксу и привезла оттуда в Каргалы корни аира. Посадила их в огороде, часто поливала, и аир разросся. А мы, ее дети, с рождения пили этот чай и уже не могли без него.
Исмаилжан Иминов,
писатель-публицист.