Вторник, 04 Ноября 2025

Актуальные вопросы, возникающие при усыновлении (удочерении) ребенка

Актуальные вопросы, возникающие при усыновлении (удочерении) ребенка

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются, пожалуй, самой чувствительной частью любого общества. И каждое государство старается всемерно решить эту социальную проблему, создавая более комфортную среду для проживания и общего развития своих маленьких граждан. 
В Казахстане, к примеру, создан Республиканский банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В базу его данных входят разделы: банк детей; архив детей; устроенные дети. Кроме этого, в нем формируется список лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.
Таким образом, государство предпринимает все усилия, которые направлены на то, чтобы устроить указанную категорию детей в семьи. И политика страны по данному вопросу соответствует Конвенции о правах ребенка, где в преамбуле указано, что для полного и гармоничного развития его личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Так как семья является той основной ячейкой общества, которая служит естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей.
Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Порядок рассмотрения дел данной категории регламентирован главой 33 Гражданского процессуального кодекса. 
Кроме процессуального законодательства, действует и материальный закон, которым при рассмотрении дела и вынесении решения судьям следует руководствоваться неукоснительно.
В пункте 2 статьи 84 Кодекса указаны дети, подлежащие усыновлению, чьи родители: 1) умерли; 2) отказались от ребенка; 3) лишены и не восстановлены в родительских правах; 
4) дали согласие на усыновление ребенка родственникам, лицам, состоящим в браке (супружестве) с матерью или отцом усыновляемого ребенка (детей); 5) признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими, 6) неизвестны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс), усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, рождение которых зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Кодексом, и только в их интересах с учетом возможностей обеспечения полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
При рассмотрении дел суды выясняют круг вопросов, имеющих значение для полного обеспечения прав и интересов усыновляемого ребенка. 
Так, лица, желающие усыновить ребенка, должны представить суду: 
- копию свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) – при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты; 
- медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); 
- справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо иной документ о доходах; 
- документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; 
- иные документы, предусмотренные законами Республики Казахстан.
С 2020 года суды при рассмотрении дел об усыновлении требуют от заявителей сертификат о получении психологической подготовки. Наличие этого документа должно быть у граждан республики, постоянно проживающих на ее территории, для другой категории кандидатов на усыновление, а именно гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим за пределами республики, иностранцам, претендующим на усыновление ребенка, законодателем его наличие не предусмотрено.
Кстати, вопрос психологической подготовки заявителя в контексте усыновления ребенка должен играть одну из ключевых ролей, ведь он касается моральной стороны этого процесса. И человек, идущий на этот ответственный шаг, должен быть твердо уверенным в своем решении и зрелым в духовно-нравственном отношении. Ребенок – не игрушка. Все его будущее привязано к действию взрослых, решивших построить с ним родственные отношения. Ну, а то, что не все граждане относятся к процессу усыновления с положенной ответственностью, можно проследить из следующей статистики Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних области Жетісу: в 2021 году было усыновлено 60 детей, отменено усыновление – в 2-х случаях, в 2022 – 52 ребенка усыновлены, в шести случаях суд отменил усыновление. Даже за последние полгода суд отменил усыновление в 4-х случаях. Причины разные, но их объединяет один печальный результат – несовершенный и безответственный подход заявителя к этой процедуре.
Статья 12 Конвенции о правах ребенка содержит положение, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. 
С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Данный принцип заложен в статье 314 Гражданского процессуального кодекса. В необходимых случаях суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) или иных законных представителей усыновляемого ребенка, его родственников и других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста десяти лет. Суды при рассмотрении дел в обязательном порядке в корректной форме заслушивают мнение ребенка по вопросу усыновления, а если он не знает, что заявители – не его биологические родители, то выясняется лишь вопрос о желании ребенка по изменению анкетных данных.
Тайна усыновления ребенка охраняется законом. При этом, согласно статье 16 Конвенции о правах ребенка, ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту от такого вмешательства или посягательства.
Зачастую заявители обращаются к юристам за профессиональной помощью, которые, оформив заявление (без участия в судебном разбирательстве дела), не предупреждаются об уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (статья 138 Уголовного кодекса), о чем у них никто не берет подписку. 
Любое лицо, располагающее сведениями об усыновлении, может как умышленно, так и неумышленно раскрыть его тайну. 
Учитывая это обстоятельство, хотелось бы выразить свое мнение о правовых и моральных аспектах вопроса о тайне усыновления. В исламском праве имеется понятие «кафала» – в рамках этой системы брошенных детей помещают в семьи, которые обеспечивают их воспитание и интеграцию в жизнь общества. Воспитание ребенка, не являющегося генетически родным, разрешено, а в случае сироты – даже поощряется. При этом, согласно исламской точке зрения, ребенок не становится настоящим ребенком приемных родителей. К примеру, его называют в честь биологического, а не приемного отца. 
Следовательно, в исламском праве соблюдается принцип открытого усыновления, где нет отрицания биологического происхождения, то есть родословная ребенка не будет намеренно отрицаться или скрываться.
Поскольку в Казахстане преимущественно преобладает мусульманское население, данный принцип исламского права мог бы быть вполне использован. Открытое усыновление тогда имело бы и воспитательный момент, то есть ребенок с детства не вынужден лгать и в будущем был бы предохранен от потрясений, связанных с раскрытием тайны усыновления. А по достижении 16-летнего возраста, при получении удостоверения личности подросток имел бы полное право на изменение своих анкетных данных в пользу приемных родителей. Тем более, что открытое усыновление в большей степени согласуется со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, где утверждается, что ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Это право отражено также и в статье 21 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», согласно которой каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей и других близких родственников, право на их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
На мой взгляд, тайну усыновления законодательно нужно бы пересмотреть – этим мы сумеем оградить ребенка от многих драм и потрясений в будущем. Учитывая международный опыт, я могу привести некоторые положительные моменты этой нормы. Например, в нашей жизни встречается немало фактов, когда дети казахской национальности, усыновленные некогда иностранцами, зная свои корни, со временем находят в Казахстане родственников и близких. Тем самым они имеют полное право вернуться на родину предков. А этот вопрос немаловажен в исторически сложившемся мировосприятии нашего народа, где есть этическое понятие «Әрбір қазақ – жалғызым»...
Мои вышесказанные слова подтверждает мнение одного из профессиональных психологов, давно работающих в этой сфере – И. Капаровой: «Любой усыновленный ребенок должен знать про свои корни. Это, во-первых, соблюдение прав ребенка на знание своих корней и своей национальности, во-вторых, доверительные отношения в будущем с приемными родителями, и это нисколько не отражается на искренности любви и привязанности к ним. Опыт показывает, что в большинстве случаев усыновленные дети узнают правду от чужих людей, что негативно сказывается на их психике: ребенок резко меняет свое отношение к маме и папе, он испытывает чувства потерянности в пространстве и во времени, горечи из-за обмана и предательства со стороны взрослых, прокручивает моменты своей жизни, выискивая подтверждение услышанным словам...
А родители, со своей стороны, ощутив отчуждение ребенка, неоправданное (по их мнению) сопротивление, начинают тоже паниковать: правильно ли они поступили, взяв чужого ребенка на воспитание, стоит ли продолжать строить с ним родственные отношения... Это очень большая психологическая нагрузка и на ребенка, и на приемных родителей. В судебной практике встречаются такие случаи, когда приемная мама в переходном возрасте ребенка отказывается от него. То есть не хочет принимать участие в его дальнейшем воспитании». 
А это уже большая трагедия...
 

Ж. НУСИПОВА, 
председатель 
специализированного
межрайонного суда 
по делам несовершеннолетних.

Другие новости

«Бақытты отбасы» жобасы аясында Талғарда спорттық байқау өтті

«Бақытты отбасы» жобасы аясында Талғарда спорттық байқау өтті

«AMANAT» партиясының «Бақытты отбасы» партиялық жо...

  29.10.2025   293
Сильные женщины – сильный регион

Сильные женщины – сильный регион

В Алматинской области женское крыло областного фил...

  17.10.2025   1015
Доброта, что дарит надежду

Доброта, что дарит надежду

В честь Дня инвалидов по инициативе Кегенского рай...

  13.10.2025   1215
Разговор по душам

Разговор по душам

В последнее время большое беспокойство вызывает ро...

  03.10.2025   1676
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.