Медиация – путь к примирению
Так можно охарактеризовать понятие медиации, которая стремительно вошла в нашу жизнь, решая различные споры, конфликты и разногласия в отношениях. О том, что представляет собой это понятие, нужно ли оно обществу и обладает ли перспективами в будущем, подробно рассказала преподаватель-лектор Высшей школы права и экономики Жетысуского университета им. И. Жансугурова, кандидат юридических наук и профессиональный медиатор Бахыт Кенесаровна Чингаева.
- Бахыт Кенесаровна, несколько лет назад в нашей стране появилась новая профессия - медиатор, объединяющая различные области: юриспруденцию, психологию, социологию, конфликтологию и другие. Что такое медиация, можно ли ее назвать посредничеством? В чем ее отличие от обычного судебного разбирательства?
- 28 января 2011 года был принят Закон Республики Казахстан «О медиации», который определяет медиацию, как процедуру урегулирования спора (конфликта) между сторонами с помощью медиатора с целью достижения взаимоприемлемого решения по добровольному согласию сторон. Говоря о медиации и посредничестве, мы предполагаем один механизм действий, а именно участие третьей стороны в разрешении конфликта. Оба этих процесса предполагают участие нейтральной стороны, будь то посредник или медиатор. Главной задачей медиации и посредничества является конструктивное урегулирование конфликта.
В отличие от судебного разбирательства, медиация не стремится найти «виновных» или «невиновных». Она нацелена на предотвращение судебных тяжб. Медиация имеет такие несомненные преимущества, как низкие расходы и экономия времени. Медиатору предоставляется 30 дней на урегулирование спора, при необходимости этот срок может быть продлен до 60. В то время, как судебный процесс предполагает длительное разрешение конфликта, которое может затянуться на многие месяцы. В суде стороны действуют друг против друга, тогда как в медиации они сотрудничают. Судью назначают, а медиатора стороны выбирают. В отличие от суда, который представляет собой публичный процесс, медиация отличается гибкостью и конфиденциальностью процедуры. Если в ходе судебного разбирательства стороны не имеют права принимать решения, то в медиации они сами урегулируют.
- Кто обычно обращается за помощью к медиаторам, и какие споры чаще всего приходится разрешать этим специалистам?
- В силу своей профессии, я каждый день сталкиваюсь с различными конфликтами. Ко мне обращаются люди из разных сфер деятельности, медиация применима практически в каждой из них. Это споры по гражданским, трудовым, семейным и другим правоотношениям, а также уголовные дела небольшой и средней тяжести. Любой конфликт оказывает негативное влияние на всех участников, а в процессе медиации я часто его разрешаю, снижая напряжение и помогая сторонам увидеть, что у них есть общая проблема и они стремятся к одной цели. Моя задача состоит в том, чтобы помочь им осознать свои интересы и найти точки соприкосновения, что позволяет им договориться и разрешить спор.
- Какие предпосылки привели к появлению медиации в Казахстане, насколько она необходима в настоящее время?
- Институт биев, существовавший в течение нескольких столетий, является исторической предпосылкой обращения к медиации в Казахстане. Традиционное право казахского общества передавалось устно из поколения в поколение и состояло из трех источников: обычай (адат или зан), практика суда биев и положения съезда биев (ереже). Все разрешения споров, включая уголовные, были направлены на примирение и компенсацию: кун (выкуп), айып (штраф), вознаграждение за убытки и другие.
Сегодня наши граждане начинают осознавать, что умение договариваться с оппонентами на основе взаимного признания и уважения чужих интересов является неотъемлемой частью жизни в цивилизованном обществе. Поэтому медиация стала востребованной. В последние годы пришло понимание, что медиация – это инструмент, способный помочь в разрешении многих конфликтов.
- Бахыт Кенесаровна, расскажите о своих достижениях в области медиации.
- Профессиональным медиатором являюсь с 2015 года. В 2017 году успешно прошла специализированный курс. За это время провела сотни медиаций. Кроме того, выступаю спикером на мероприятиях и провожу тренинги по эффективной коммуникации. Развиваю свою деятельность, зарегистрировав Фонд «Правозащитный центр «Әділет» по обучению медиаторов. Также разработала и успешно провожу программы «Формирование и развитие служб школьной медиации» и «Ана-медиатор» в Алматинской области и области Жетісу.
Мною изданы следующие учебные пособия: «Основы медиации» (2020 г.),
«Основы медиации» (программа для ЭВМ, 2020 г.), «Медиацияға жаттықтыру» (2022 г.).
Еще занимаюсь большой работой в АНК по развитию этномедиации.
- Какова, на Ваш взгляд, дальнейшая судьба медиации в Казахстане?
- Верю в то, что будущее подтвердит значимость медиации, и совсем скоро она будет восприниматься обществом, как полезный и привычный атрибут цивилизации и демократии правового государства. Развитие в нашей стране альтернативных инструментов урегулирования спора, в числе которых медиация, будет признано мировым сообществом, как серьезный шаг на пути к вхождению в число самых конкурентоспособных стран мира.
Фатима Ержанова, Талгарский район