Не зарастет народная тропа...
Сорок четыре года минуло с тех пор, как в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета. 12 августа 1979 года ТАСС сообщило, что в числе 178 погибших были 17 футболистов команды «Пахтакор» (Ташкент). И не верилось, что нет больше той самобытной команды, которая в сезоне-79 смогла побороться за медали.
В Ташкенте на Боткинском кладбище есть памятник, установленный в честь футболистов легендарной команды, погибшей в той страшной авиакатастрофе. Именно эта каменная статуя футболиста, бьющего мяч, напоминает всем посетителям и прихожанам о трагедии в небе. Даже прошедшие годы не дают покоя душевным ранам миллионов болельщиков бывшего Советского Союза. Перед глазами до сих пор команда, которая в том сезоне должна была побороться за одну из наград чемпионата СССР. А летели пахтакоровцы в тот злополучный день на очередную игру с динамовцами Минска. И случилась беда: в небе над Днепродзержинском столкнулись два самолета. Утром следующего дня на телетайпных лентах появилось маленькое сообщение ТАСС. Ничего конкретного о трагедии. Просто сообщение, что произошла авиакатастрофа и погибли люди. Среди них 17 футболистов команды «Пахтакор». И соболезнование родным и близким покойных.
Тогда автор этих строк, будучи студентом журфака, проходил практику в талды-курганской областной газете «Заря коммунизма». Заведующий отделом информации Марат Туганбаев первым поведал мне о той трагедии в понедельник утром (трагедия произошла в субботу). Мы весь день говорили об этом. Терялись в догадках: что же произошло? Тогда никто не знал, что трагедия случилась по вине диспетчеров харьковского центра управления воздушным движением. По официальной версии следствия, лайнер с футболистами «Пахтакора» шел на высоте 5100 метров. Пилоты запросили диспетчера набрать высоту - 8400 метров и получили «добро». Минут за пять до катастрофы диспетчер заметил, что теперь два самолета ТУ-134 летят на одной высоте. Он попытался связаться с бортом лайнера и поднять самолет на 9000 метров. Однако приказ до экипажа не дошел, эфир был забит. И два самолета столкнулись в небе над Днепродзержинском.
Весь Советский Союз, миллионы болельщиков испытывали скорбь по этому поводу. Погибла самобытная команда, которая могла уже в следующем сезоне замахнуться на чемпионство. В ее рядах блистали две «звезды» - Михаил Ан, хавбек от Бога и нападающий Владимир Федоров. Оба уже входили в число 33-х лучших футболистов СССР, были членами национальной команды. Про Мишу, шутя, говорили: «Он своими раскосыми глазами видит на поле все». И действительно было так. Это была незаурядная личность, умеющая на поле творить чудеса. Его творческому потенциалу не было границ. Скрытые пасы Михаила партнерам, умение играть в отборе всегда восхищали болельщиков. Он и сам частенько выступал в роли бомбардира.
Оригинальным дриблингом отличался нападающий Владимир Федоров. Быстрый, маневренный, он умело завершал атаки партнеров. Забивал много. И половину своих голов забил с подачи Михаила Ана. В сезоне-79 он был лучшим снайпером команды. На его счету было 18 голов в чемпионате СССР.
Вместе с ними погибли также известные пахтакоровцы: Алым Аширов, Александр Корченев, Владимир Макаров, Равиль Агишев, Виктор Чуркин, Константин Баканов, Сергей Покатилов, Юрий Загуменных, Николай Куликов, подающие надежды Шухрат Ишбутаев, Владимир Сабиров и Сирожитдин Базаров. Светлая память также врачу Владимиру Чумакову, администратору Мансуру Талибжанову и наставнику
команды ЗТ Узбекской ССР Идгаю Тазетдитнову.
Каждый год к их могилам в августе идут люди. Чтобы отдать дань уважения мастерам кожаного мяча команды «Пахтакор». Вспоминает один из ветеранов советского футбола Владимир Гулямхайдаров: «Это было в 1995 году. Команды Центральной Азии разыграли в Ташкенте Кубок «Пахтакора». По сценарию, гостей в свободные от игр и тренировок дни возили по достопримечательностям столицы Узбекистана. Но мне хотелось побывать на кладбище, где похоронены футболисты той команды. Ведь многих я знал лично, играл против них, а с Володей Макаровым были приятелями. И об этом поведал местному журналисту. Мое предложение оказалось кстати. Все гости и многочисленные журналисты поехали на кладбище почтить память футболистов, погибших в той страшной августовской катастрофе. Прямо на месте у памятника вспоминали всех ребят. Рассказывали байки. И со слезами на глазах мы возвращались в гостиницу. Потом хозяева благодарили меня за такую инициативу».
...Та трагедия 44-летней давности - до сих пор в памяти многих любителей футбола. В Ташкенте есть улицы, спортплощадки, названные в честь игроков команды, проводятся футбольные турниры, о них написана книга «Крылья Памяти». Значит, всенародная любовь к тем личностям, промелькнувшим, как метеор, живет и будет жить в сердцах многомиллионной армии болельщиков игры №1. Это дань уважения к погибшим, к их мастерству и красивой игре. Мы будем помнить их вечно!
Алим АНАПЬЯНОВ.