Автобусные безобразия
Все чаще жители Талдыкоргана выражают недовольство работой городского общественного транспорта. Если несколько лет назад в областном центре удалось решить проблемы, связанные с маршрутными «ГАЗелями», то сейчас претензии звучат в адрес «автобусников». Нареканий много, и они разные. Наверняка у каждого пассажира есть свои претензии к перевозчикам. Насколько они обоснованы и есть ли пути их устранения? В этом разбирались «Огни» в ходе рейда по наиболее загруженным маршрутам.
Несоблюдение графика пассажироперевозок, хамство водителей, которые, бывает, и в кабине курят, неопрятный, грязный салон, лихачество, пренебрежение правилами дорожного движения – вот неполный перечень проблем, о которых нам говорили горожане, с которыми мы беседовали на остановках в разных частях Талдыкоргана. Мы побывали в самых густонаселенных районах: «Самал», автовокзал, «Карагаш», больничный городок, «Каратал», западное и восточное кольцо. Нигде добрых слов в адрес пассажироперевозчиков не прозвучало. Если молодежь шла на контакт неохотно, то люди старшего возраста в беседу вступали активно.
Практически каждый проводил параллель между памятным «ГАЗельным беспределом» и нынешним автобусным. Но если проблему с маршрутками удалось решить, просто убрав их с улиц волевым решением городских властей, то к автобусам нужен другой подход. Ругая перевозчиков, некоторые горожане жалели водителей, ведь не секрет, что на каждом из них «висит» план. И его обязательно надо выполнить, если не хочешь получить нагоняй от начальства или другие неприятности. Несмотря на то, что периодически подвижной состав автопредприятий обновляется, техническое состояние многих автобусов тоже вызывает обеспокоенность. Проведенное недавно в Талдыкоргане усилиями полицейских и инспекторов ЧС оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус» выявило негативные факты. Были вскрыты случаи, когда автобусы выходили на маршруты в неисправном состоянии. Несмотря на понесенное виновными заслуженное наказание, никто не гарантирует их повторения.
За время нашего рейда наибольшее число нареканий из уст пассажиров мы услышали по отношению к работе автоперевозчиков, обслуживающих маршруты №№12, 33, 24 и 25. Касалось это неопрятных салонов, долгого ожидания и того, что водители, зная о наличии у школьников проездных билетов, могут не подобрать их на остановках. В общем, с «ГАЗелями» в свое время разобрались, а узел проблем, связанных с ними, остался. Не помогло и такое нововведение, как установка в автобусах GPS-навигаторов. Это должно было усилить контроль за работой общественного транспорта и гарантировать выполнение графика движения. Но, как видим, деньги, выделенные на это акиматом, потрачены впустую.
На крупном и авторитетном интернет-ресурсе «Казахстанская жалобная книга» в разделе «Общественный транспорт» можно найти десятки комментариев жителей Талдыкоргана, с возмущением отзывающихся о работе перевозчиков. Справедливости ради отметим, что акимат города о проблемах знает и пытается по-своему их решить. Руководитель Центра по управлению пассажироперевозчиками Данияр Канаев говорит, что в Талдыкоргане систематически проводятся проверки деятельности всех семи автопарков. Это ТОО «Ак-Нар-А», ТОО «Жан-Ел», ТОО «Жигули», ТОО «Сайман», ТОО «Талдыкорган-Таксопарк», ТОО «TRANSTAL» и ТОО «Майка Инвест». Для перевозки людей автобусы должны использоваться не старше восьми лет. Самыми молодыми в городе считаются 19 автобусов марки «Isuzu», приобретенные в 2017 году ТОО «Тranstal». Но как показывает практика, в городе эксплуатируются автобусы зачастую намного старше нормативных восьми лет. В текущем году для устранения выявленных нарушений в вышеназванные предприятия–пассажироперевозчики направлено более сорока представлений. Последует ли на них реакция и какие будут результаты? Пока этот вопрос остается открытым.
Талдыкорган - город небольшой, компактный. При этом общая протяженность автобусных дорог составляет 323 километра. По ним ежедневно курсируют 185 автобусов. Всего в областном центре действуют 26 маршрутов. Данияр Канаев отмечает, что в скором времени в городе планируется внедрить еще одно новшество. Им станет система электронного билетирования пассажиров. Это даст возможность узнать реальный доход каждого автопарка, вывести собираемые с граждан деньги из теневого оборота и реинвестировать их в развитие самих предприятий.
Кроме того, будет проанализирована насыщенность потоков общественного транспорта по всем внутригородским направлениям. При необходимости их оптимизируют. Было бы хорошо, если ЦУПП обратит внимание на нехватку автобусов, ездящих по ул.Жансугурова, ведь на ней расположены многочисленные и крупные организации, которые ежедневно обслуживают тысячи горожан.
Надеемся, что реализация задумок хоть в какой-то мере оздоровит сегодняшнюю ситуацию. Для решения же комплекса проблем, наблюдаемых сегодня в городском автобусном хозяйстве, нужны более глубокие, решительные и эффективные меры. Думаем, что уполномоченные органы и городской акимат в первую очередь продемонстрируют готовность на них пойти. Именно на это очень надеются талдыкорганцы.
Влад Григорьев