Наша задача - укреплять имидж госслужбы
Одним из ключевых направлений Стратегии «Казахстан-2050» является создание высокоэффективного профессионального государственного аппарата. В частности, в ней обозначена задача создать такой госаппарат, который, прежде всего, работал бы во благо населения. Что на сегодня сделано в этом направлении? Какие передовые политтехнологии были взяты за основу? Каким именно должен быть современный казахстанский госслужащий? На эти и ряд других вопросов в интервью «Огням Алатау» ответил уполномоченный по этике аппарата акима области Галиаскар Сарыбаев.
- Галиаскар Толендиевич, насколько известно, новые стандарты современной госслужбы в Казахстане были заложены еще в 2005 году, когда был принят кодекс чести, предполагающий особое выражение доверия к госслужащим со стороны общества и государства и предъявляющий высокие требования к их морально-этическому облику. Что конкретно сделано с того момента?
- Прежде всего, в Казахстане были определены новые положения в борьбе с коррупцией, утверждены требования к внешнему стилю одежды госслужащих, что, кстати, немаловажно, урегулированы вопросы их участия в религиозных и общественных объединениях. Позднее для полной реализации Стратегии «Казахстан–2050» был принят План нации «100 конкретных шагов» по претворению в жизнь пяти институциональных реформ. Первое направление этого долгосрочного документа предполагает формирование профессионального госаппарата, согласно которому в конце 2015 года был принят новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан». Указом Президента РК от 29 декабря 2015 года утверждены новый Этический кодекс государственных служащих и Положение об уполномоченном по этике. Кроме того, были рассмотрены меры профилактики и взыскания за нарушение этических норм, при этом особый акцент был сделан на их предупреждение.
- Не секрет, что за последнее время морально-нравственный облик госслужащих стал темой разговора не только экспертов, но и рядовых обывателей. Есть определенные рамки, за которые они не должны выходить, и четкие стандарты, которых они должны придерживаться. Расскажите более подробно об этом.
- Совершенно верно. Сегодня очень большое внимание уделяется вопросам этики и поведения государственного служащего. Особое внимание нацелено на формирование имиджа госслужащего на высоком уровне, повышение личностного профессионального уровня, морально-нравственных качеств. Более того, в эпоху глобализации, внедрения новых технологий, ускорения процессов цифровизации, быстрого развития информационных сетей госслужащие просто обязаны обладать большим и профессиональным уровнем знаний. Я уже не говорю о строгом соблюдении действующего законодательства в целом.
Между тем, хотелось бы отметить, что за годы независимости под руководством Первого Президента – Лидера нации Нурсултана Назарбаева в стране сформировалась эффективная система государственного управления. Эта система неоднократно доказала свою эффективность в непростые времена. И эта система продолжает развиваться уже под руководством ныне действующего Президента Касым-Жомарта Токаева, инициировавшего концепцию «слышащего государства».
- Кто должен контролировать соблюдение всех этих норм? Ведь, как говорится, где есть правила, бывают и нарушения.
- Как раз-таки эта функция и возложена на уполномоченного по этике, институт которого был введен в нашей стране на основе опыта передовых стран – Канады, Великобритании, Австралии, Ирландии.
Эта должность введена в центральных государственных органах (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.
- Какие конкретные задачи входят в его компетенцию?
- Уполномоченный по этике – это, во-первых, госслужащий, осуществляющий деятельность по обеспечению соблюдения норм служебной этики и профилактики нарушений законодательства о государственной службе, противодействии коррупции и Этического кодекса, а также в пределах своих компетенций консультирующий государственных служащих и граждан. При этом деятельность уполномоченного по этике играет большую роль в формировании позитивного морально-психологического климата в коллективе.
Во-вторых, уполномоченный по этике на постоянной основе проводит разъяснительную работу, читает лекции, организует семинары-совещания, анализирует различные правонарушения, имевшие место в прохождении государственной службы, и принимает меры по их предупреждению и пресечению.
Третье направление включает в себя мониторинг и контроль за соблюдением Этического кодекса госслужащими. Он осуществляется путем изучения материалов, опубликованных в средствах массовой информации (газеты, интернет-издания и др.). Кроме того, на постоянной основе ведется контроль за аккаунтами госслужащих в социальных сетях. При этом учитываются такие требования, как уважительное отношение к государственному и другим языкам, традициям и обычаям разных этносов, населяющих Казахстан, а также неприменение нецензурной лексики и неразглашение критических фото- и видеоматериалов о государственной службе. В противном случае, при несоблюдении всех этих норм, госслужащий привлекается к дисциплинарной ответственности.
Здесь также стоит отметить, что одними из ключевых задач уполномоченного по этике служат защита прав госслужащих, внесение предложений в соответствующие инстанции по улучшению условий их труда и, соответственно, контроль за внешним видом госслужащих и сохранением вверенного им госимущества.
- Нередко на практике встречаются спорные моменты, возникающие между госслужащими и другими, не имеющими отношения к госаппарату, гражданами. Какова позиция уполномоченного по этике в подобных случаях?
- Рассмотрение обращений физических и юридических лиц по фактам нарушения госслужащими норм служебной этики - одна из ключевых функций уполномоченного по этике. Его задача в этом направлении заключается в двустороннем примирении с участием спорных сторон путем заключения мирных соглашений. А если обе стороны не могут прийти к общему соглашению, то дальнейшая задача уполномоченного по этике заключается в проведении служебного расследования. Вместе с тем, в его обязанности входит защита прав и интересов государственных служащих. До недавнего времени госслужащий для защиты своих прав обращался в уполномоченный орган по государственной службе или в суд. В этих случаях решение проблемы может занять длительное время. В то время как деятельность уполномоченного по этике нацелена на быстрое и конструктивное решение сложившейся проблемы.
- Как обстоят дела в нашей области? Сколько на сегодняшний день госслужащих насчитывается в Жетысу?
- В настоящее время штат местных исполнительных органов области насчитывает 4145 государственных служащих. Средний возраст составляет 39,3 года. Средний стаж - 9,5 лет, средний стаж в своей деятельности - 4,3 года. 91,8% из общего числа имеют высшее образование.
Уполномоченными по этике в 2019 году организовано 772 мероприятия по соблюдению морально-этических норм госслужащими и членами их семей. В средствах массовой информации и сети Интернет опубликовано 333 материала. Проведен анализ 114 опубликованных статей о работе государственных служащих.
- Встречались ли нарушения этических норм и действующих правил со стороны жетысуских госслужащих?
- В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики в соответствии с планами работы уполномоченных по этике на 2019 год и требованиями правил, а также состояния морально-психологического климата в коллективе, проведены анонимные опросы в коллективах акимата области и его структурных подразделений. В опросах приняли участие 6087 госслужащих. Итоги показали полное соблюдение правил служебной этики в области и благоприятное морально-психологическое состояние в коллективах.
Госслужащие, вновь поступающие на службу, письменно ознакомлены с текстом Этического кодекса, тексты которого, кстати, вывешены в общедоступных местах зданий госорганов. По вопросам соблюдения требований Этического кодекса оказана 1771 индивидуальная консультативная помощь. В 2019 году уполномоченными по этике принято 1063 гражданина.
В заключение хотелось бы отметить, что реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которые стоят перед нашим государством, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. В этой связи можно с уверенностью сказать, что государство целенаправленно работает в этом направлении.
Наша общая задача, как сказал Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.
Хасан Еспанов