Мастера степного искусства
Кочевая жизнь в суровых условиях степи и полностью натуральное хозяйство вынуждали наших предков самостоятельно заниматься производством всего необходимого. Так зародились казахские народные ремесла, которые удовлетворяли все потребности людей и довольно редко становились предметом торговли.
У кочевников было гендерное разделение по видам ремесленных работ: мужчины занимались обработкой дерева, металла, кожи и разными видами промыслов, требующими силы и традиционно связанными с мужской деятельностью, а женщины трудились в сферах, где нужны усидчивость и кропотливая работа – изготовление и обработка войлока, шерсти, различные виды плетения и вышивки.
Именно таким образом и распределились направления в ИП «Шебер Жанұя», где трудится целый семейный подряд. Супруги Коныр Бекдайыр и Анаркуль Нарботанова воспитали троих сыновей и дочь. Все вместе они представляют семейную династию народных мастеров-ремесленников вот уже на протяжении 38 лет.
Глава семейства Коныр Егенулы вырос в многодетной семье. У него 11 братьев и сестер. После школы он поступил в Алматинское художественное училище, затем работал на фабрике подарочных изделий. Оттуда его и направили в Казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова. Окончив ее, Коныр Бекдайыр вернулся на родную фабрику, где долгие годы работал главным художником.
Анаркуль Нарботанова тоже родилась в многодетной семье. Ее отец рано ушел из жизни - сказались последствия фронтовых ранений на Великой Отечественной войне. Мама поднимала девятерых детей одна. Шить Анаркуль начала с раннего детства, тогда мама и подарила ей маленькую швейную машинку. После школы она поступила в колледж на специальность «Швейное производство». Уже тогда Анаркуль знала, что будет работать и совершенствовать свое направление в искусстве, в частности создание одежды в этностиле.
Когда рухнул Советский Союз и массово начали закрывать заводы и фабрики, Коныр с Анаркуль остались без работы. Вот тогда-то супруги и обратились к народному прикладному искусству. В то время как раз в Казахстан стали наведываться иностранцы, у которых национальные сувениры пользовались большим спросом.
Сам выходец из семьи мастеров, Коныр Егенулы занимается изготовлением изделий из кожи, дерева и серебра. Каждое из них – уникально и неповторимо. Его супруга Анаркуль владеет тонкостями войлоковаляния и пошива национальной одежды. Наверное, поэтому неудивительно, что их дети с детства увлеклись творчеством и пошли по стопам своих родителей. Старшие сыновья Айдос и Бакытжан, как и отец, закончили Национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова, Галымжан – Академию искусств в Астане. Дочь Еркежан поступила в Академию дизайна и технологии «Сымбат».
Сегодня у Айдоса есть собственное производство скульптур в Каскелене. Бакытжан создает художественную керамику, занимается изготовлением изделий из кожи. Галымжан открыл школу искусств, которая специализируется на ювелирном деле и живописи. Его супруга занимается изготовлением глиняных горшков. Еркежан работает с текстилем, батиком, плетет гобелены, вышивает и представляет свои коллекции. Вместе с мамой создает изделия из войлока.
Коныр Бекдайыр – член Союза художников Казахстана, Анаркуль состоит в республиканском Союзе дизайнеров.
Прославленная семейная династия представляет Алматинскую область на выставках и фестивалях, которые проходят не только в Казахстане, но и в ближнем и дальнем зарубежье.
Казахское народно-прикладное искусство – одно из сокровищ нашего прошлого, имеющее художественное значение. Поэтому отделять произведения мастеров от нашего быта невозможно.
Семейная династия, о которой я сегодня вам рассказала, привносит в свои творения свежее дыхание, а главное - историю нашего необъятного Казахстана. Для творческих людей нет предела фантазии! Компактное и значимое сочетание форм, тонкий колористический вкус, изящество узоров и композиционных решений – это высокое искусство.
Их изделия ручной работы, исторический мир которых уходит корнями в тюркскую древность, уникальны как по художественному, так и по технологическому характеру. С присущими им изяществом и загадочностью в них хранится душа мастера, в которой есть частица тайны истории кочевников.
Не могу не отметить, что общая черта, присущая каждому члену этой уникальной семьи – конечно же, трудолюбие. Очень надеюсь, что изделия семьи мастеров-ремесленников, которые вносят свой вклад в процветание нашей культуры и искусства, и дальше будут раскрывать потенциал отечественной продукции.
Семейная династия супругов Коныра Бекдайыра и Анаркуль Нарботановой вносит свой вклад в реализацию культурно-просветительского проекта «Қазақтану», направленного на распространение истории, культуры, нравственных начал и философии казахского народа. Мастера народно-прикладного искусства ведут активную деятельность по их популяризации. Главная их цель в жизни – это развитие национальной ремесленной отрасли, сохранение и преумножение наследия предков, обучение молодого поколения.
P.S.: декоративно-прикладное искусство составляет бесценную сокровищницу казахской национальной культуры. Оптимистичное и жизнерадостное по своему характеру, оно отражает вековые традиции и глубоко символические образы древней степной культуры, созданной не одним поколением талантливых мастеров.
Именно ремесленники, обладая знаниями о бесценной части культуры народа, сохраняют в своих работах то наследие предков, которое выбыло из повседневной современной жизни. Благодаря мастерам народно-прикладного искусства можно прикоснуться, ощутив утраченную историческую связь, и поближе познакомиться с портретом степного народа сквозь призму изделий ручной работы.
Казахские ремесленники являются носителями традиций, а значит, доносят национальный культурный код до каждого из нас. Это и есть залог возрождения и сохранения традиционных ремесел.
Айгуль Габсаттарова-Эм,
Енбекшиказахский район