Четверг, 28 Ноября 2024

Старые традиции новой жизни

Старые традиции новой жизни

В традиционной казахской культуре со свойственным ей глубоким уважением к предкам и богатым наследием особое место занимает начало новой жизни. Множество обычаев, передающихся из поколения в поколение, подчеркивают значимость продолжения рода – рождение ребенка.
Начнем мы с обряда «кіндік кесу», хотя сегодня он немного видоизменился. Важное значение в нем придается выбору той, что перережет пуповину новорожденному. Отметим, что сегодня эта часть традиции все-таки доверяется медицинским специалистам, ну, а сама честь стать своеобразной крестной просто предоставляется уважаемой в сообществе женщине или мудрой бабушке. После выполнения ритуала она получает подарок «кіндік кесер» и становится «кіндік шеше» - второй матерью ребенка, имеющей право приходить в дом и просить что угодно, любой предмет в семейном хозяйстве. 
Следующим значимым этапом после рождения ребенка является визит его родной бабушки. Это не только совместная радость и психологическая поддержка, но и передача опыта в уходе за младенцем, что особенно важно первое время. Бабушка, желанная и уважаемая гостья, также приносит подарки.
Ну, а уже после этих обязательных ритуалов радоваться прибавлению в семействе могут и все остальные близкие люди. «Шілдехана» - это особый той. В течение дня родственники и друзья приходят с поздравлениями, а вечером собираются на праздник с музыкой, пением и угощениями. 
Специально для роженицы те, кому она небезразлична, могли принести мясное блюдо «Қалжа» - это было и приятно как проявление заботы, и полезно для восстановления сил. 
Казахская примета гласит, что ребенок забирает у мамы один зуб. У казахов это даже имеет особое название «шілде қаққан», означающее, что за молодой мамой плохо ухаживали во время беременности и после родов. А также потому, что, возможно, сама роженица отгоняла собак словом «кет», а это в обязательном порядке, по поверью, чревато выпадением как минимум одного зуба.
Один из центральных элементов обрядовой казахской культуры - «бесік».  Колыбель, являющаяся чрезвычайно значимой, если не сказать священной,  реликвией в каждой семье. Обычно ее дарят внуку родственники по материнской линии - «нағашы». Колыбель хранится в доме как семейная ценность и передается из поколения в поколение, становясь символом непрерывности жизни. Считалось несказанным везением, если сыну посчастливилось спать в колыбельке, в которой некогда лежал его отец.
Необычен и уникален обряд «Тыштырма». В специальную дырочку в колыбели, предназначенную для горшочка, бросают конфеты и сладости, выражая пожелания счастья и благополучия младенцу, приговаривая «тышты, тышты». Их тут же, подставив в ладони, подхватывают собравшиеся женщины и дети. 
Еще один важный момент из глубины времен - церемония «Бесікке салу», когда ребенка впервые укладывают в эту самую колыбель. Миссию обычно доверяют уважаемой бабушке с многочисленным потомством. Но прежде к изголовью кроватки привязывают амулет для защиты от злых духов. Этот символический акт подчеркивает заботу о благополучии и безопасности новорожденного.
После того, как ребенка уложили, начинается ритуал, в котором каждый элемент несет свою уникальную роль, предопределяя будущее. Колыбель накрывают семью различными предметами, каждый из которых означает определенные пожелания. Шуба или дорогой чапан символизирует богатство и высокое положение в обществе, чтобы ребенок достиг успеха и уважения. Уздечка олицетворяет желание видеть его сильным и ловким, способным справиться с любым норовистым конем, а значит, и со всевозможными препятствиями. Кебенек, походная одежда для героев и храбрецов, предвещает ребенку славу батыра и защитника, выражая надежду на то, что мальчик вырастет отважным и благородным, готовым защищать свою страну и народ.
Есть и свои особенности, связанные скорее с медицинским уходом. Так, например, если ребенок рождается преждевременно, для его защиты и обеспечения тепла используется «тымақ» - большая зимняя шапка, обшитая лисьим мехом. Ребенок остается в этом своеобразном инкубаторе до достижения полных девяти месяцев, символизируя окончание естественного периода беременности.
Подарок в виде жеребенка или верблюжонка («бәсіре») новорожденному – уже элемент начала воспитания подрастающего поколения. Малыш взрослеет вместе с ним, и кроме хозяина, никому не позволительно ездить на подаренном животном. Запрещено его как резать, так и продавать. А забота о своем питомце учит ребенка ответственности и гармонии с окружающим миром.
Все эти нюансы, ритуалы жизни степных кочевников, связанные с таинством рождения, отражают глубокое уважение казахского народа к своим корням, семье, жизни в целом, укрепляя духовные связи и передавая ценности от одного поколения другому.

Сергей РОХОВ

 

Другие новости

Хранитель истории благодатной земли

Хранитель истории благодатной земли

На днях коллектив Карасайского районного историко-...

  26.11.2024   178
Возрождая  древнетюркскую  письменность

Возрождая древнетюркскую письменность

25 ноября - дата, значение которой для всего огром...

  25.11.2024   238
Тайны и загадки Сарытогая

Тайны и загадки Сарытогая

Священна Карадалинская земля, в недрах которой&nbs...

  24.11.2024   274
Сокровища шаманки (история Каргалинского клада)

Сокровища шаманки (история Каргалинского клада)

В 1939 году Казахстан взбудоражила весть о находке...

  22.11.2024   452
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.