Вторник, 04 Ноября 2025

Наследник - хранитель - творец

Наследник - хранитель - творец

В рамках культурно-просветительского проекта «Қазақтану» мы продолжаем знакомить наших читателей с историей казахского народа. Рассказываем о различных видах искусств, традициях и быте, пропитанных духом кочевого прошлого. Сегодня мы предлагаем вам узнать больше о казахской культуре через призму старинных ремесел, которые связывают прошлое с настоящим. Новому поколению секреты своего мастерства передает и потомственный ремесленник Сейфулла Рыстан из Енбекшиказахского района. 
Мы побывали в мастерской художника, где он создает уникальные картины и аксессуары из кожи, шерсти, костей и рогов животных, а также дерева и металла. С первых минут нашего знакомства стало понятно, что посчастливилось встретиться с настоящим носителем знаний о материальной культуре своего народа, человеком, который живет в полной гармонии с окружающим миром. Нашему герою удалось сохранить ценности и основной уклад жизни предков, при этом хорошо вписаться в современный мир и стать наставником подрастающего поколения.
Сейфулла Рыстан окончил художественное училище по специальности «Художник-график». Мастер имеет высшее педагогическое образование в области изобразительного искусства. Долгие годы он работал учителем рисования и труда в Есикской средней школе имени Р. Токатаева. 
О мастерстве Сейфуллы Рыстана широко известно за пределами страны. Он является членом Союза художников и Союза ремесленников Казахстана, неоднократно становился лауреатом международных выставок во Франции, Германии и других странах Европы, победителем конкурса «Шебер» и обладателем сертификата «Знак качества ЮНЕСКО».
Любовь к ремеслу ему привил его дед Тауданбек – известный мастер и композитор. Полученные знания Сейфулла Рыстан передал своему сыну Кизатолле, который с шести лет помогал отцу в мастерской. После школы юноша поступил в Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева на факультет «Художественная обработка металла», окончил Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова по специальности «Профессиональное обучение (художественный труд и специальные дисциплины)». Сегодня он так же, как когда-то его отец, работает учителем в той же школе. 
Дочь мастера отлично владеет технологией традиционной казахской вышивки «бiз кесте», являющейся одним из национальных брендов страны. Его внуки знают названия всех инструментов, с которыми работает их ата, и с большим удовольствием уже приобщаются к семейному делу, проявляя неподдельный интерес к ремеслу.
- Наши предки считали, что каждый юноша, достигнув шестнадцатилетия, должен уметь собирать-разбирать юрту, ухаживать за скотом, владеть верховой ездой и управлять хозяйством. В общем, много трудиться и не слоняться без дела. Эти умения помогали ему в будущем стать хорошим главой семейства и защитником своего народа. Девушка должна была уметь вести домашние дела, вышивать, валять войлок, чтобы потом ее родителям не было стыдно смотреть будущим родственникам со стороны жениха в глаза. Ведь такая дочь-рукодельница и своих детей воспитает правильно. А вот для того, чтобы называться мастером, умений необходимо намного больше. Он должен был легко выковывать подкову и нож, изготавливать остов юрты, сундук и деревянную утварь для дома, - рассказывает Сейфулла Рыстан.
Ремесло для нашего героя – дело всей жизни. Будучи на пенсии, он продолжает творить и создавать красоту. Переступив порог мастерской художника, поражаешься разнообразию колоритных предметов. Среди его работ - удивительные украшения, шкатулки, ремни, сумки, сувениры, оружие, традиционные сундуки и панно. Ассортимент изделий весьма широк, и все они пропитаны глубокой историей, уходящей корнями в традиции номадов Великой степи. 
Сейфулла Рыстан не просто возрождает почти забытые старинные техники ремесел древних кочевников, но и привносит свою неповторимую индивидуальность. К примеру, технику плетения панно из кожи и дерева мастер разрабатывал несколько лет. А работа над каждым изделием, с его слов, начинается с идеи. 
- Вы не представляете, сколько раз я видоизменяю его, прежде чем получится окончательный вариант! Казалось бы, есть же эскиз, работай по нему, но нет, здесь главное – это правильный выбор кожи. Казахи издавна умели выделывать и окрашивать ее в разные цвета, владели техникой тиснения и узорного шитья. Например, для изготовления панно она должна быть именно мягких сортов, чтобы можно было разрезать ее на тонкие полоски. Для окрашивания я использую краску, которую изготовил сам по уникальной старинной рецептуре: никакой химии - только природные компоненты. Наши предки получали красители из растений и различных минералов, которые добывали сами. Основным растением была марена, а также ее корни. Чтобы получить, например, насыщенный желтый краситель, большое количество корней кипятили в специальном растворе из квасцов. Казахи хорошо знали свойства минеральных красителей, а для усиления тонов краски применяли селитру, купорос, горючую серу, нашатырь, охру. Народные мастера-шеберы пользовались смесью охры и киновари, дающей темно-красный, бордовый, пурпурный тона, - делится мастер-кожевник.
Каждая работа Сейфуллы Рыстана – это не просто художественное произведение, в нем заключен сакральный смысл, который он хочет донести до людей. Своими руками он воспроизводит историю казахского народа, создавая собственный мир образов. 
Лично меня поразили его панно – их действительно можно читать, как книги. Возможно ли, скажите, услышать, как мужественные и доблестные воины выкрикивают боевой клич-уран на, казалось бы, безмолвных картинах художника? Но стоит вам только вслушаться, и вы его непременно услышите! А моментально возникающий в памяти запах изображенного жусана, неприхотливого, но священного для каждого казаха растения, отзовется в вашем сердце теплом и любовью.
Среди работ Сейфуллы Рыстана много картин с домброй, ведь этот инструмент в жизни предков всегда имел большое значение. Смотришь на них, и вдруг где-то вдали послышится музыка Великой степи. Оживают юрты на картинах мастера, от которых повеет уютом, и деревья, которые сам художник считает символом духовного просветления, начинают шелестеть листвой, а птицы, словно обретя свободу, машут крыльями и взмывают высоко в небо...
А еще Сейфулла Рыстан уверен, что в каждом доме нужно иметь хотя бы одну вещь с историей. Кимешек любимой бабушки, шапан деда или камчу, которую носил с собой отец... Это свое-
образный талисман семьи, история рода, сохранившаяся в вещах. Их обязательно нужно держать на почетном месте в доме, передавая как реликвию из поколения в поколение.
В доме моего героя такая вещь есть и не одна. Семья ремесленника бережно хранит предметы, которые многое могли бы рассказать об их предках. Это кувшин, шило и тумар, которым больше 100 (!) лет. Примечательно, что шилом до сих пор работают, тумар служит оберегом для каждого члена семьи. И лишь кувшин уже не используется по назначению, но безмолвно хранит вековую историю. Глядя на него, невольно представляешь картину, как где-нибудь в степи хранительница очага, бережно собрав угли и пепел, оставшиеся после приготовления ужина и нагрева воды, в специальную яму, заботливо закапывает сосуд, чтобы к утреннему намазу вода была теплой.
Уже прощаясь, я спросила мастера, о чем он мечтает.
- Моя мечта – вернуть любовь к ремеслу, возродить не только древнее искусство, но и национальное самосознание. Ведь что такое казахское прикладное искусство? Это наша история, наши корни. Наследие предков – сокровища нации, сотканные из тысячи слов и традиций, обрядов и ремесел, кюев и песен... Сохраняя их, мы сохраняем свою самобытность, свою культуру, - вот так просто и искренно ответил на мой вопрос Сейфулла Рыстан.
P.S. Наша страна обладает богатейшим культурным наследием, где древние ремесла занимают особое место. Они не просто хранят историю предков, но и оживают в современной культуре. Сейфулла Рыстан - один из тех, кто помогает нам сохранить национальную идентичность, не растеряв ее в череде сиюминутных мировых трендов. Именно это и является основным правилом сохранения себя как нации. В каждой работе художника и мастера – наш национальный код, считать который сможет тот, кто родился и вырос на просторах Великой степи.

Айгуль ГАБСАТТАРОВА-ЭМ, Енбекшиказахский район

Другие новости

Жизнь, посвященная  родному краю

Жизнь, посвященная родному краю

Жители Жамбылского района гордятся своим земляком...

  03.11.2025   338
Хранители знаний и культуры

Хранители знаний и культуры

В эпоху интернета и цифровых технологий библиотеки...

  03.11.2025   139
Мастер света и тени

Мастер света и тени

Владимир Репетиев - человек, чьи картины сегодня у...

  01.11.2025   272
Қазақстан Президентінің Жарлығымен опера әншісі Мария Мудряк мемлекеттік марапат иеленді

Қазақстан Президентінің Жарлығымен опера әншісі Мария Мудряк мемлекеттік марапат иеленді

Қазақстан Республикасының Мәдениет және ақпарат ми...

  30.10.2025   305
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.