В краю Шести городов

Среди наших соотечественников немало людей, которые с благоговением относятся к научному наследию, печальной и романтической судьбе казахского ученого и просветителя Чокана Чингизовича Валиханова. Один из них - я. Имя Чокана знакомо мне с детства. Отец мой, Абдыкадыр кари, был родом из Кашгара. В 1934 году он вынужден был покинуть отчий дом, но до конца своих дней тосковал по родине. Я хорошо помню его рассказы о Кашгаре 20-30-х годов прошлого века. Эти рассказы в моей памяти навсегда переплелись с впечатлениями от произведений Валиханова, которые я прочитал еще в школьные годы.
В начале 1970-х годов мне в руки попала книга Чокана Валиханова «Избранные произведения», изданная в 1958 году под редакцией Алькея Маргулана. В моей детской памяти навсегда сохранились статьи и дневники из этого сборника. Многие страницы я помню наизусть до сих пор. Так у меня появился «мой Чокан». Долгие годы мечтал побывать на родине отца, чтобы воочию увидеть этот исторический край. Наконец, в 2012 году я посетил Кашгарию (СУАР КНР), навестил родных, которые жили на этой древней земле. Во время моей поездки мне казалось, что рядом со мной невидимо присутствуют светлый образ отца и дух великого Чокана. В моей памяти вновь всплыли их рассказы об этом уголке Востока. Вернувшись на Родину, я написал книгу «Моя Кашгария». В 2014 году, накануне 180-летнего юбилея ученого, мне посчастливилось в составе экспедиции Казахстанского национального географического общества «По караванному пути Чокана Валиханова» вновь побывать на исторической родине. Позже, уже в Казахстане, у меня родились книги «По караванному пути великого Чокана» и «Путешествие в Алтышар».
Нас объединил Чокан
В этом году Казахстан отмечает 190-летний юбилей этого великого путешественника и ученого. Судьба подарила мне дружбу с генеральным директором телеканала Turan TV, меценатом Романом Ботабековым. Мы с ним неоднократно путешествовали по необъятным просторам Казахстана, часто говорили о великом страннике, мечтая вместе совершить свое путешествие в таинственную Кашгарию, где некогда бывал Чокан. Светлый образ Валиханова привлекал и известного общественного деятеля, ученого, президента (ректора) AlmaU, мецената Асылбека Кожахметова, который еще в конце 1980-х
годов открыл первый частный вуз в республике. Асылбек Кожахметов и Роман Ботабеков, страстные поклонники творчества Валиханова, решили организовать на свои средства экспедицию «По следам Чокана Валиханова в Кашгарию». Для меня было большой радостью, что каждый из них, отдельно друг от друга, решили пригласить в путешествие и меня. В экспедиции принял участие также видный государственный деятель, ученый-историк, политолог, директор Национального музея РК Берик Абдыгалиулы, который профессионально знаком с научным наследием Чокана. Ученый посвятил несколько лет изучению деятельности лидеров партии «Алаш», написал книги о них. Валиханов для меня - предтеча ярких реформаторов Алаша. Очевидно, поэтому политолога особенно привлекала печальная судьба Чокана. Мои спутники – подвижники, мечтающие, чтобы наша страна двигалась вперед по намеченному Чоканом пути.
Итак, экспедиция организована Almaty Management University (ALmaU) c телеканалом Turan TV при участии Национального музея РК.
В путешествии в Кашгарию также приняли участие: кандидат исторических наук Дауренбек Ескекбаев; доктор PhD, ассоциированный профессор AlmaU, председатель философского сообщества «Жолшы» Нуржан Кулумжанов; оператор Turan TV Улан Дуйсембай. Думаю, что каждый из моих товарищей уже состоялись как личности и профессионалы. Мы были разных возрастов: старшему - 69 лет, младшему – 36. Родом из разных регионов страны, представители различных этносов. Например, Берик Абдыгалиулы еще недавно возглавлял одну из областей страны, а я был сельским учителем, но нас объединил Чокан. Мои спутники были интеллектуалами, великолепно владевшими не только государственным и русским, но и иностранными языками. Уже к середине экспедиции у нас сложился коллектив. Поистине, человека познаешь в пути!
Посещая места, связанные с Чоканом, мы все время говорили о казахском исследователе. Даже через 160 лет после его кончины трудно пере-
оценить его вклад в национальную науку. Известно, что подлинной гордостью любого народа являются ученые, деятели литературы и искусства. От Абая и Чокана идут две параллельные линии всей казахской культуры. К первой относятся литераторы от Шакарима и Мухтара Ауэзова до Мукагали Макатаева и Мухтара Магауина; ко второй - ученые и политики от Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова до Олжаса Сулейменова, Алькея Маргулана, Сейдахмета Куттыкадама.
В Кашгаре
Уже наступили сумерки, когда мы пересекли границу и въехали в один из древнейших городов Востока - Кашгар. Я внимательно всматривался в силуэт седого шахара, желая узнать прежние его черты. К сожалению, некоторые районы города изменились до неузнаваемости, но, к счастью, уникальная мечеть Хейтгах (Айтга) в своей прежней красе радушно нас приветствовала.
Чокан увидел Кашгар 1 октября 1858 года. С волнением он ступил на землю этого загадочного и опасного града. Через 167 лет после таинственного странника сюда попали и мы. Увидеть этот город мечтали многие европейцы. На протяжении нескольких веков сюда пытались попасть ученые, путешественники Старого Света. Одним из первых здесь побывал в 70-х годах XIII века знаменитый генуэзец Марко Поло. Восхищенный, он писал: «Народ здешний – мусульмане. Городов и городков тут много. Каскар (Кашгар) - самый большой и самый знатный. Страна тянется на северо-восток и восток, народ тут торговый и ремесленный, прекрасные у них сады, виноградники и славные земли. Хлопку тут родится изрядно. Много купцов идут отсюда торговать по всему свету. Живут тут несториане, у них свои церкви и свой закон. Народ здешний говорит особенным языком. Эта область тянется на пять дней пути».
А теперь вернемся в Кашгар 1858 года. В городе поверили «легенде» мнимого купца Алимбая. «Родственники», которые жили здесь, гостеприимно встретили исследователя, создали все условия для приятного времяпрепровождения. В первые же дни Чокан с большой выгодой продал свой товар. Казахский путешественник пишет: «Торговые операции нашего каравана в этом городе имели вообще удовлетворительный характер. Скорый сбыт наших товаров и притом на серебро и золото нужно приписать особенным благоприятным случаям».
Казахстанская экспедиция 2025 года начала знакомство с Кашгаром с мечети Хейтгах. Этот мусульманский храм за время миссии стал родным для Чокана. Вспомним, что он приехал в этот город под видом правоверного мусульманина - купца Алимбая. Значит, еженедельно пятничный намаз он совершал в этой мечети. Но я думаю, что в Хейтгах казахский ученый бывал ежедневно. Мы, семь членов казахстанской экспедиции, нашли укромный уголок в мечети, чтобы помянуть Валиханова. Потолки и стены мечети оформлены в традиционном мусульманском стиле, деревянные колонны - светло-голубого цвета. С трепетом смотрим на михраб – нишу, направленную на запад, в сторону священной Мекки. Справа от михраба находится минбар – кафедра для имама. Это святое, намоленное место. Миллионы кашгарцев и гостей древнего шахара, включая Чокана, многие столетия молились здесь, мечтая о благополучии. Всем сердцем просим у Аллаха, чтобы он дал родному Казахстану процветание, а братскому народу Кашгарии - счастливое будущее. Сейчас мечеть – это, в первую очередь, музей. Чтобы попасть туда, мы приобрели билеты. Мы не встретили здесь священнослужителей, в храме очень много туристов из внутреннего Китая. Нам рассказали, что богослужения в мечети проводят во время айтов.
Восточный базар
На протяжении многих веков перед мечетью на огромной площади шумел знаменитый кашгарский базар. Напомним, на этом рынке мнимый купец Алимбай торговал. Здесь Чокан собрал почти всю информацию, которую позже использовал при написании своих научных работ и дневников. Во времена Чокана на этом базаре люди не только торговали, но и общались, правители через глашатаев-гонцов объявляли о своих решениях, ученые и поэты читали свои трактаты и стихи, артисты пели песни, исполняли мелодии на различных музыкальных инструментах... Жизнь кипела.
А сохранился ли традиционный базар в Кашгаре? К счастью, да! Он находится в 400-500
метрах от мечети Хейтгах. Этот рынок - сохранившаяся часть большого древнего базара. Мы бродим по базару, торгуемся, покупаем родным, друзьям подарки и сувениры. Кажется, что время здесь остановилось, и мы попали в средневековый восточный город. Десятки тысяч его жителей и гостей Кашгара собрались, чтобы что-нибудь продать, купить или просто пообщаться. Мне очень нравятся их лица, рассматриваю изделия народных ремесел. Я приобрел для себя кашгарскую тюбетейку, которую сразу надел на голову, и мои спутники купили памятные сувениры. На базаре звучат уйгурские мелодии, песни. На рынке немало чайхан, где готовят нацио-
нальную еду, аппетитный запах которой звал к себе. Мы не выдержали: зашли в одну из них, где вкусно пообедали. Конечно, мы понимаем, что примерно на таком базаре находился более пяти месяцев во время своей секретной миссии и Чокан.
А где он жил в Кашгаре? Недалеко от базара, на улицах Устэн-буи и Джан-куча. К сожалению, эти улицы не сохранились до наших дней. Старый Кашгар продолжает существовать лишь в двух анклавах, которые находятся недалеко друг от друга, есть его частичка и на окраине древнего базара. Мы побывали там и увидели старинные дома, которым несколько сотен лет. Мы понимали, что в одном из них жил Валиханов.
Казахстанская экспедиция посетила мавзолей Аппак ходжи – памятник архитектуры XVII века, описанный ученым, где неоднократно он сам бывал. Вслед за Валихановым мы посетили и села, которые находятся близ Кашгара. Башкерам (у Валиханова – Бишкерим) - одно из них. Это типичное уйгурское село, которое, как и во времена Чокана, блистает чистотой, ухоженными полями и великолепными садами и виноградниками.
Возвращение
Известно, что Чокан Валиханов в феврале 1859 года решил познакомиться с городами Яркент и Хотан, но по дороге туда он вынужден был развернуться. Последний город на своем пути, который увидел Чокан – это Янгисар, и мы там побывали. К счастью, мы увидели и города Хотан, Яркент, куда не смог добраться Валиханов.
Чокан вспоминал: «Продлить пребывание в Кашгаре не было возможности: слухи о присутствии русского агента сильно тревожили город, и за приезжими деятельно следили». 11 марта 1859 года, пробыв в Кашгарии более пяти месяцев, казахский ученый покинул древний шахар. 18 марта Чокан достиг долины озера Чатыр-Куль, по льду перешел замерзшее озеро в сторону Таш-Рабата. И мы, члены современной казахстанской экспедиции, в июле 2025 года во время своего возвращения из Кашгарии побывали у озера Чатыр-Куль, посетили Таш-Рабат, которые находятся на территории Кыргызстана. Таш-Рабат, построенный в 15 веке, по другим данным – в 10-12 веках, сооружен под горой. Таш-Рабат - это уникальное по своей красоте здание, каменный дворец в малодоступных горах. Когда? Почему? Для каких целей он построен? На эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов. Среднегодовая температура - минусовая. Зимой холода достигают 50 градусов мороза, даже летом здесь бывает минусовая температура. Во время нашего посещения Таш-Рабата шел холодный дождь, температура была 3-5 градусов тепла. Многие специалисты считают, что каменный дворец в прошлом выполнял роль монастыря: одни думают, что здесь был буддистский монастырь, но большая часть – христианский. Думаю, что Таш-Рабат изначально был построен как военное укрепление на стратегически важном горном пути, а позже стал караван-сараем для торговцев. Чокан писал: «Близ выхода дороги из ущелья есть каменное здание Таш-Рабат, от которого горы получили свое название. Рабатом называют на Востоке здания, устроенные на больших дорогах для доставления крова путешественникам. Здание сложено из глинистого сланца».
Научный подвиг
12 апреля 1859 года Чокан вернулся с торговым караваном в укрепление Верное (Алматы). Экспедиция продолжалась в целом десять месяцев и четырнадцать дней. Миссия Чокана прошла с большим успехом, но подорвала его здоровье. Основным результатом экспедиции явилась исследовательская работа «О состоянии Алтышара или Шести восточных городов китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах». Этот его отчет был опубликован в сокращенном варианте на русском языке и вскоре переведен на английский, немецкий и французский языки. Полный текст был засекречен и увидел свет лишь в 1904 году. Публикация этой работы, подготовленная академиком Николаем Веселовским, сделала Чокана одним из самых знаменитых казахов и ученых-востоковедов своего времени. Хочется вспомнить вклад и другого ученого, казахского академика Алькея Маргулана, который после XX съезда КПСС собрал по крупицам большую часть трудов Валиханова и издал в книге «Избранные произведения» в 1958 году в Алма-Ате.
Кашгарская миссия Чокана, сопряженная со смертельной опасностью, стала настоящим научным подвигом. Исследования Валиханова остаются актуальными и в наши дни. Востоковеды XXI века, изучающие этот регион, обязательно обращаются к трудам казахского ученого и ссылаются на них. Казахстанская экспедиция 2025 года вернулась в г. Алматы по южному берегу озера Иссык-Куль. Мы увидели большую часть населенных пунктов, увиденных и описанных Валихановым.
По итогам современного путешествия в Кашгарию будут созданы документальные фильмы, опубликованы научные статьи и книга путевых очерков. Учеными запланировано провести и научную конференцию, посвященную 190-летию великого ученого и путешественника Чокана Валиханова.
Считаю, было бы справедливо, если бы один из дней ноября (вспомним, что Чокан родился в ноябре 1835 года) в стране объявили Днем первого казахского ученого Чокана Валиханова. Праздник подчеркивал бы важность наследия великого ученого и просветителя для казахстанской науки, и его влияние на развитие интеллектуальной мысли и просвещения в стране.
Исмаилжан Иминов