На год раньше открыли БАКАД
Международные проекты
Долгожданный крупный проект строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги завершился на год раньше запланированного срока. В торжественной церемонии открытия участвовали министр национальной экономики РК Алибек Куантыров, аким Алматинской области Марат Султангазиев, аким города Алматы Ерболат Досаев. Отсчитываются последние секунды, и вот первые грузовые машины с казахстанскими флагами поехали по скоростной магистрали протяженностью 66 километров.
Приветствуя участников торжества, министр национальной экономики Алибек Куантыров сказал: «Сегодня мы принимаем участие в историческом событии для нашей страны. Этот проект отметил на Международном форуме «Астана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев. Примечательно, что автобан соответствует всем мировым техническим и экологическим стандартам и представляет собой современную надежную и безопасную трассу для всех его пользователей.
Ерболат Досаев подчеркнул, что все мы стали свидетелями важнейшего события. Для удобства жителей мегаполиса и его гостей продолжается строительство и шести радиальных дорог. Все это позволит значительно снизить нагрузку на дороги Алматы.
Аким области Марат Султангазиев подчеркнул, что новая дорога увеличит инвестиционный и туристический потенциал региона.
- Значимость БАКАДа для Алматинской области переоценить очень сложно. Автодорога должна стать ключевым звеном в транзитном коридоре Западный Китай-Западная Европа, который придаст импульс экономическому развитию всего региона. Открытие автодороги даст возможность снизить транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть как самого города Алматы, так и пригородной зоны, - сказал он.
За новую дорогу свою благодарность выразили водители с многолетним стажем.
- Автобан был необходим городу Алматы и Алматинской области! Сам я занимаюсь частными грузоперевозками и не понаслышке знаю алматинские пробки. С появлением БАКАДа грузоперевозчикам и обычным жителям будет проще передвигаться, и разрешится постоянная проблема с пробками, - отметил водитель Михаил Драница.
О роли автотрассы в расширении транспортных маршрутов на территории Республики Казахстан и всего Евразийского региона высказался и председатель правления Евразийского банка развития, который принял участие в финансировании проекта.
- БАКАД соединит международные автомобильные маршруты в направлении «Восток-Запад» и будет способствовать улучшению транспортной связности, расширению возможностей для грузоперевозок. Прогнозируемый объем грузов, перевозимых в зоне БАКАДа, в ближайшие 15 лет вырастет на 87% и достигнет 35,9 миллиона тонн. Он принесет региону социальный, экономический и экологический эффект. Для нас было большой гордостью участвовать в этом проекте и мы сделали все, чтобы успешно реализовать его. Мы благодарим всех наших партнеров! - сказал Николай Подгузов.
Представители концессионера Иззета Гариха - Аднан Чеби, Хэм Джин Гю, Джунг Сик Чо поблагодарили Казахстан за поддержку проекта и отметили его значимость для развития логистики всей Центральной Азии. Инвесторы отметили, что БАКАД - это результат совместного плодотворного сотрудничества между ними и нашей республикой.
- Как известно, Казахстан граничит с Россией на севере, с Китаем и Монголией - на востоке, с Содружеством независимых государств - на юге и западе. Он выступает сердцем транспортной логистики Евразии. В связи с вводом скоростной трассы, город и ближайшие регионы сегодня ждут большие перемены, - отметили представители Южной Кореи.
БАКАД – это первый концессионный проект строительства автомобильной дороги в истории Казахстана. Он был подписан в августе 2018 года. С этого момента началось строительство дороги на основе турецко-корейского консорциума. Отметим, что пиковый период работ пришелся на время пандемии. Но, несмотря на трудности, при поддержке государства и мобилизации всех усилий проект удалось завершить даже с опережением. Во время его реализации создали около трех тысяч рабочих мест, привлекли более шестисот единиц техники. Это первый крупный проект государственно-частного партнерства не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии. После строительства инвестор будет содержать дорогу на протяжении 15 лет. Автобан имеет 52 км шестиполосной дороги, 14 км четырехполосной, на нем построены 7 развязок, 43 моста.
Автобан проходит через три района нашей области. Дорога построена с нуля и спроектирована с системой оплаты. Можно будет проехать без шлагбаумов и остановок. Транспортное средство будет просто зафиксировано и затем предоставлен счет. Проект удобен не только жителям пригородов и города, но и иностранным компаниям. Самое главное, начнется отток транспорта из Алматы и таким образом улучшится экологическая обстановка южной столицы.
После официальной части на Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороге было организовано движение автоколонн. Десять крупногабаритных машин с флагами Казахстана и автобусы первыми проехали по скоростной трассе до города Каскелена.
Жанар Мыктыбаева.