Транспорт – в центре внимания

Аким Алматинской области Марат Султангазиев и аким города Алматы Дархан Сатыбалды провели очередное заседание Местного совета Алматинской агломерации. В центре обсуждения - транспорт, экология, стихийная застройка и развитие горного кластера. Все, что определяет, каким будет крупнейший мегаполис страны в ближайшие годы.
Ключевым вопросом стало развитие радиальных дорог от Алматы до БАКАДа. Эти направления должны разгрузить центральные магистрали и создать полноценную связанность между городом и его окрестностями. Уже ведутся работы по продлению проспектов Абая и Рыскулова, улиц Саина, Тлендиева, Монке би и Северное кольцо за пределы городской черты - на территории Алматинской области.
- Одна из стратегических задач Совета – развитие транспортной инфраструктуры Алматинской агломерации. Необходимо ускорить работы как по пробивке улиц до границы города, так и по строительству участков на территории области до БАКАДа, - отметил Дархан Сатыбалды.
Строительство этих дорог станет решением локальной проблемы пробок. Это часть системной перестройки транспортного каркаса региона, в котором ежедневно совершаются десятки тысяч маятниковых поездок. Сейчас значительная часть пригородных маршрутов перегружена, особенно в часы пик, и требует обновления инфраструктуры и подвижного состава.
Отдельным блоком повестки стал общественный транспорт. Планируется закупка 1400 газовых автобусов и 118 электробусов. Это позволит полностью перейти на экологичные виды транспорта в городской черте. Пригородные маршруты пока остаются на дизеле, однако ситуация должна измениться - рассматривается строительство автобусного парка с газозаправочными станциями на территории Алматинской области. Это даст возможность обеспечить топливом и обслуживанием новые автобусы для межмуниципальных маршрутов.
Наряду с транспортным, обсуждался вопрос стихийной застройки в пригородной зоне. В последние годы вблизи границ Алматы возводятся многоквартирные жилые дома, зачастую без надлежащей социальной и инженерной инфраструктур. Это усугубляет дисбаланс между центром города и периферией, увеличивает нагрузку на школы, поликлиники, транспорт.
Аким Алматинской области подтвердил, что в регионе продолжится совершенствование градостроительной регламентации, включая введение ограниченной этажности жилых комплексов. Разрабатываются проекты планировки Карасайского, Талгарского и Илийского районов.
- На территории Алматинской агломерации проживают более 3,2 миллиона человек, из них около полутора миллионов - в пригородной зоне. В регионе сосредоточена значительная часть промышленного и туристического потенциала агломерации. Поэтому важно, чтобы все инфраструктурные и социальные проекты реализовывались согласованно, - подчеркнул Марат Султангазиев.
Серьезное внимание уделено и экологической повестке. Автотранспорт остается главным источником загрязнения воздуха в Алматы. Более 172 тыс. автомобилей в городе относятся к устаревшему экологическому классу Евро-0. В ближайшее время будет усилена работа стационарных и передвижных экопостов, а также завершена проработка проекта зон с пониженными выбросами.
Также обсуждалось развитие Алматинского горного кластера. Этот проект охватывает и туризм, и расширение инфраструктуры: подъездные и канатные дороги, сервисные объекты. Необходимо, чтобы все работы проводились своевременно и с учетом экологической нагрузки.
По итогам заседания Местного совета становится ясно: Алматинская область движется к системным и долгосрочным изменениям. Ставка сделана на всестороннее развитие - без перекосов и спешки. Если заявленные проекты будут доведены до конца, агломерация получит устойчивую модель роста: с удобной транспортной сетью, сбалансированным освоением территорий и ощутимыми сдвигами в сторону экологической безопасности.
Людмила РОДОШКИНА, город Алматы