Четверг, 21 Ноября 2024

Названые братья. Рассказ о том, как казах Арман и дунганин Харсан ценой собственных жизней спасли мальчика

Названые братья. Рассказ о том, как казах Арман и дунганин Харсан ценой собственных жизней спасли мальчика

На днях, перебирая свои архивные материалы, наткнулся на уже пожелтевшие исписанные листки бумаги. Это был мой незаконченный рассказ о судьбе одного аксакала по имени Арман-Харсан. Решил, что сегодня самое время довести дело до логического конца и поведать об этой печальной, но поучительной истории.

…Вторая половина 60-х годов прошлого столетия. Я тогда еще был школьником. По нашей улице, через несколько домов, жил дедушка. Несмотря на возраст (ему было где-то 70 лет), всегда подтянутый. Ходил ровно. Слегка прихрамывал на правую ногу, а посему всегда опирался на тросточку. С аккуратно зачесанными назад седыми волосами, короткой бородкой и круглыми очками он походил на школьного учителя. Несмотря на то, что жил один, в доме у него всегда были порядок и чистота.

И готовил всегда вкусно. У него во дворе была круглая печка. По вечерам разжигал костер и постоянно что-то стряпал, жарил, варил. Собирал нас, мальчишек, и угощал. Особенно нравилась нам лапша. Однажды, во время очередной трапезы, Арман-Харсан ата объяснил нам, что это дунганская лапша. А когда мы поинтересовались, почему она так называется, рассказал:

- Есть такой народ – дунгане. Это их национальное блюдо. Там, в ауле, где я родился (при этом он указывал куда-то на юг, в сторону Алма-Аты), мы жили с ними вместе. Они - искусные повара. Вот и нас, казахов, научили.

И о самих дунганах нам поведал. Что они переселенцы из Китая. Похожи на китайцев. И язык почти как китайский. Но они мусульмане. Очень трудолюбивые и мирные люди. Раньше в ауле занимались только скотоводством, питались, в основном, мясом и молочными продуктами. Когда приехали дунгане, они занялись земледелием: начали пахать, сеять, заводить огороды. И тогда у нас появились овощи и даже фрукты.

- Дунгане – это мусульмане, имеющие сильный иман, - подытожил он свой рассказ. – Знаете, что такое иман? – Это вера во Всевышнего Аллаха. Поэтому они стараются не пить, не курить, вести правильный образ жизни, держаться подальше от греховных вещей, делать доброе, хорошее.

Как-то один из мальчишек спросил у него:

- Ата, а Вы - дунган?

На это он ответил:

- Нет, внучек, я – казах.

- А почему у Вас такое имя?

Сделав большую паузу, сказал:

- Сейчас расскажу вам одну судьбоносную для меня историю и вы поймете, почему. Это произошло много лет назад. Мне тогда, наверное, где-то лет двенадцать. Мой отец был верующим человеком и мечтал, чтобы я читал Коран. И он решил отправить меня на зиму к своему дальнему родственнику, мулле, чтобы тот научил меня арабскому языку.

Отец попросил отвезти меня в этот аул, который находился где-то в 27 километрах, своего младшего брата, моего дядю Армана. А он предложил съездить с ним своему другу-дунганину Харсану. Они были очень близкими и считали себя назваными братьями. Такое отношение между ними сложилось после того, как несколько лет назад оба попали в беду, но остались целыми и невредимыми благодаря тому, что не бросили друг друга. На тот момент им было, наверное, около тридцати лет.

Отец подготовил сани с соломой, запряг лошадь. Прихватили небольшой теплый тулуп - на всякий случай. Тронулись в путь. Время было где-то послеобеденное. Погода стояла тихая, но мороз - под 30 градусов. Они сидели впереди, управляя лошадью, а я сзади, спиной к ним. Не знаю, сколько проехали, но заметил, что стало темнеть… Дядя подстегнул лошадь, и она побежала быстрее. Вокруг – сплошная белая степь.

Неожиданно почувствовал удар, и сани свалились на бок. Я оказался в снегу. Там же лежали дядя Арман и дядя Харсан. Лошадь тоже лежала на боку, брыкая ногами. Дядя подбежал к ней и закричал: «У нее нога провалилась в нору!». Когда с трудом вытащили, увидели, что она сломана. Я не мог знать, насколько все это серьезно, но по их тревожным лицам догадался, что дела плохи. А тут еще степь погрузилась в темноту. К тому же, подул сильный ветер.

Из их прерывистых разговоров понял, что мы находимся где-то в середине пути: в обе стороны, примерно, по пятнадцать километров. Идти пешком – мало шансов: темнота, можно сбиться с пути, да и сильный ветер. Остаться…

Ежась от холода, со страхом следил за взрослыми. Они о чем-то переговорили и подошли к саням. Освободили их от лошади. Поставили на бок, так, чтобы защищали от ветра. Постелили на снег солому. Какое-то время они просто двигались, ходили вокруг саней и лошади. И меня заставляли делать тоже. Потом плотно, с головой закутали меня в толстый тулуп и уложили на солому. Позже почувствовал, что они  легли с двух сторон от меня, плотно прижавшись телами и обхватив руками. Вначале испытывал страх, чувствовал, что вот-вот заплачу. Но потом,  согревшись, незаметно заснул. Мне казалось, что я несколько раз просыпался и вновь погружался в сон.

В один момент от сильного озноба открыл глаза. Не знаю, сколько прошло времени, но отодвинув ворот тулупа, зажмурился от света. Еще через какое-то время донеслись звуки, похожие на ржание лошадей. А потом и человеческие голоса. Подумал, что это мой дядя Арман с другом. В следующую минуту услышал какой-то хруст, как будто что-то от меня отрывают. Затем чья-то рука раздвинула тулуп, и я увидел лица удивленно смотрящих на меня незнакомых людей.

Когда меня посадили, взгляд упал на дядю Армана и дядю Харсана. Они сидели, как-то неестественно наклонившись на бок, полуобняв друг друга руками за плечи. На них лежал снег, но лица были открытыми. Удивился: почему они не двигаются и ничего не говорят мне? И глаза какие-то застывшие. В испуге крикнул: «Көке!». Но он по-прежнему молчал, глядя на меня широко открытыми глазами. И тут мой слух словно кинжалом резанули чьи-то слова: «Они замерзли. Они мертвы». Я бросился к ним, схватил за руки, но они были твердыми, как лед.

Закончив это печальное повествование, Арман-Харсан ата надолго замолчал, перебирая палкой уже затухающие в печи угли. Показалось, что на его лице прибавилось морщин. Никто из нас не решался нарушить это молчание. Но это сделал он сам:

- Вот так, два названых брата – казах Арман и дунганин Харсан ценой собственных жизней спасли меня от верной смерти. Ведь они были молоды и полны сил. После этого случая мой отец, собрав всех односельчан - и дунган, и казахов, заявил, что отныне его сын Сабит будет носить другое имя – Арман-Харсан. Вот это и есть, дети, ответ на ваш вопрос.

Как-то, в очередной раз, словно мотыльки на свет, слетевшись к очагу деда Арман-Харсана, мы узнали и о том, почему он один. И эта история оказалась не менее печальной. В молодости он женился на настоящей красавице. И этой красавицей была дунганская девушка Зухра. Но прожили они недолго – всего полтора года. Даже детей не успели нажить. Она утонула, спасая двух мальчиков в озере близ села. Кстати, один из спасенных оказался сыном Армана и двоюродным братом Армана-Харсана. Вот такой вот рок судьбы.

Благодаря этому человеку с необычным именем я еще в детстве узнал, кто такие дунгане. А потом уже, по жизни, дважды тесно соприкасался с представителями этого уникального этноса. В первом случае это был мой студенческий друг Кемар Машанло. Замечательный, почти кристально чистый юноша. Всегда удивлялся его необыкновенной простоте, скромности, граничащей со стыдливостью, честности и порядочности. Как не из мира сего. Кстати, сегодня Кемар работает в информагентстве КазТАГ.

Другим таким человеком стал Ибрагим Сализович Дифу. Когда я приехал в Талды-Курган и стал корреспондентом областной газеты, он занимал должность начальника областного управления лесного хозяйства. Как журналист, я часто общался с ним. Со временем, несмотря на разницу в возрасте, сдружились, стали близкими. Я запомнил его не просто как талантливого руководителя, но и как прекрасного человека. К сожалению, судьба его сложилась трагично. В начале 80-х в аварии у него погибла супруга Мария, которую накануне назначили директором Талды-Курганского юридического техникума. А через несколько лет скончался он сам, от тяжелой болезни.

 

Эта история, которую поведал нам в свое время Арман-Харсан ата, весьма поучительна. Она заставляет задуматься о многом. К сожалению, выстраивая свои отношения друг с другом, мы, в первую очередь, руководствуемся некими меркантильными интересами, ориентируемся на национальность, род, племя, социальное положение и прочие факторы. Поэтому при первом же испытании они, эти отношения, рассыпаются, как карточный домик. Узы же братства, основанные на человеческом начале, ничем не разорвать. Если людей объединяют самые лучшие добродетели: разум, вера, совесть, порядочность, честность, любовь, уважение, доброта, сострадание, то их отношения всегда будут оставаться незыблемыми. В этом случае они готовы не просто на благородные поступки, но и даже принести себя в жертву. Как это было в нашем случае. Как это сделали названые братья - казах Арман и дунганин Харсан. Или дунганская девушка Зухра. И национальность здесь не имеет абсолютно никакого значения.

 

 

Атсалим Идигов,

Член Ассамблеи народа Казахстана.

Другие новости

Грядут большие перемены

Грядут большие перемены

На посту главы Туздыбастауского сельского округа Ш...

  21.11.2024   105
Укрепление межэтнического согласия и единства

Укрепление межэтнического согласия и единства

19 ноября в Енбекшиказахском районе состоялось вые...

  20.11.2024   218
Повышая качество жизни сельчан

Повышая качество жизни сельчан

По инициативе партии AMANAT в г. Каскелене, в райо...

  20.11.2024   157
Новый руководитель и первоочередные задачи

Новый руководитель и первоочередные задачи

Аким области Марат Султангазиев посетил с рабочей...

  20.11.2024   163
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.