Золотые руки ювелира из города Конаева
Обдумывая статью об украшениях, вспомнила свою героиню – уважаемую 105-летнюю Ботбаеву Даметкен.
Как трепетно она относилась к своим ювелирным изделиям: неспешно развязывала цветастый платочек, бережно перебирала старинные серебряные браслеты, сережки, отвалившиеся от брошей камни... Вспоминала свою молодость: нежный перезвон сережек погружал ее мысли в далекое прошлое, - так они звенели, когда супруг сжимал ее в объятьях или когда она склонялась над колыбелью сыновей.
Драгоценности, передаваемые нам из поколения в поколение, становятся самой дорогой семейной реликвией. Не выдерживая времени, блекнут, ломаются, теряя былую красоту. Отреставрировать их берутся ювелиры.
В Конаеве ювелиров – раз, два, три и…обчелся! Один из них – Сергей Варакута.
При встрече была ему благодарна, когда он доверчиво позволил мне «нырнуть» в его мастерскую. Всю нашу с ним беседу старалась ни к чему на его рабочем столе не притрагиваться. Ибо знаю по себе – кажущийся полнейший «беспорядок» из кучи всевозможных обрывков исписанных моим жутким почерком бумаг, в конечном итоге, превратится в статью, а у ювелира – из кусочков гнутого, неприглядного на вид металла и груды поблекших камней – в эксклюзивное изделие. По его рассказу о любимом деле поняла – восстанавливать красоту вещи он любит по вдохновению, а для этого нужно время. Обратившемуся к нему за помощью человеку хочется как можно скорее надеть любимую сережку или перстенек. Иногда по этому поводу у клиентов бывают не очень приятные претензии. По сути, ювелир откладывает ремонт изделия «не из-за вредности», а из-за того, что «время ремонта» еще не пришло. Прежде чем восстановить ювелирное изделие, мастер мысленно до мельчайших подробностей обдумывает ремонт. Ему нужно «увидеть» весь процесс поэтапно. Его постоянные клиенты, зная особенность этой профессии, так ему и говорят: «Ладно, Серега, как сделаешь – позвонишь!» Когда мастера не успевают к сроку, в сердцах восклицают: «Рук бы ювелиру больше, как у осьминога!»
Приглядевшись ко всем мелочам на его столе, не удерживаюсь от того, чтобы не взять в руки починенные им эксклюзивные сережки. Так и хочется прикоснуться к ним, поиграть камешком, изумиться тонкой филигранной работе мастера. «Ювелирному делу обучился у мастера Соловьева в мастерской «Гаухартас», - начинает рассказ о себе Сергей. - Позже познакомился с интересными людьми, ну и…пошло-поехало! Инструменты специалисты придумывают и изготавливают для себя сами. Работать с камнями нужно очень осторожно, чтобы при обработке они не треснули или не поменяли цвет. Бриллиант на вид хрупкий, но при работе с ним «терпит» все. Я уже «вижу» камни! Тянет к ним! Ювелирная работа кропотливая: испортишь камень, не переделаешь! Аккуратность в работе нужна. То, что делается наспех - выходит обычно плохо. Обязательно, даже в ремонте, нужно вдохновение! И вещь получится красивая. Бывает, одной клиентке восстанавливаешь ювелирное изделие легко и качественно. А другой - долго и тяжело, словно само изделие не хочет возвращаться к хозяйке. Есть и недоверчивые клиенты, которые после ремонта бегут проверять его в ломбарде.
Обычно зимой работы у ювелиров больше. Люди, собрав дачный урожай и наделав домашние закрутки салатов и варенья, к скупой на краски зиме желают порадовать себя красивыми украшениями. Летом ювелиры должны отдыхать, срываться на рыбалку, любоваться природой и повторять ее божественные краски в своих изделиях. Работа-то у нас сидячая. Миллионов в нашем деле не заработаешь, но на повседневную жизнь хватает.
Зимой хочется творить. Ювелир, как правило, времени не замечает. До часу ночи ремонтирую дома. Частенько бывает и так: встал по вдохновению в четыре утра, - и … пошел работать, творить! Родители мои от этой профессии были далеки, но я «чувствовал» металл. Учился в строительном техникуме, ювелиром стал по призванию.
Есть у меня коллега из Алматы, который свое безделье объясняет фразой: «Музу ловлю!» При кажущемся другим людям нашем «ничегонеделанье», происходят удивительные вещи в душе – она вдруг начинает парить над всем мирским, - так появляются неповторимые сережки или кольца в единственном экземпляре. Бывают клиенты, которые, чтобы сбить цену, выискивают в работе несуществующие недостатки. У нас известен случай, когда ювелир на глазах недовольного человека перерезал кусачками отремонтированное изделие, придав ему первоначальный вид. Но у меня клиенты хорошие!», - поделился со мной Сергей, не прекращая ремонт сережек.
Мой герой - творческий человек. Отдыхая на море, подбирает красивые отшлифованные водой камни, причудливой формы коренья и высохшие растения. Время мастерски «поработало» над ними. Природа, сгладив острые углы, словно обращается к людям с предупреждением быть терпимее друг к другу и жить «без острых углов». Бывая на природе, наполняясь живыми энергиями воды и солнечного света, он представляет себе гравюру: накладную серебряную яхту, бурную речку Или из цельной серебряной «змейки». Дно моря из мохового агата, горы – из темно-красного сердолика, небо – из бирюзы. По контуру картины можно «пустить» филигранный ободок. Ювелир Сергей Варакута по гороскопу Стрелец – знак огня. Возможно поэтому у него все «горит» в руках. А ювелирные украшения получаются очаровательными, потому что он в них вкладывает душу.
Кто-то любит изделия из золота, а кто-то из серебра. А я лишилась своих золотых изделий добровольно, когда мы с мужем при покупке квартиры, не желая занять деньги в долг, отнесли свои драгоценности скупщику золота, обменяв на доллары. С тех пор прошло около двадцати лет. Но когда я вхожу в наш дом, ощущаю его тепло и ласку с самого порога, потому что вспоминаю слова моей бабушки, снявшей с руки и подарившей мне на память о ней свое кольцо: «Если тебе очень понадобятся деньги. Продай колечко, а деньги потрать на доброе дело!»
Жанар ДАУРЕНБЕКОВА, г.Қонаев