Суббота, 27 Июля 2024

Судьба имама Абдыкадыра-кари, или история одной мечети

Судьба имама Абдыкадыра-кари, или история одной мечети

Многие десятилетия поселок Фабричный (ныне - с. Каргалы) являлся одним из центров мусульманской религии в Казахстане. Сейчас, к сожалению, об этом почти никто не знает. Старшее поколение, свидетели этого, почти все ушли из жизни, а молодежь знакома с другими центрами, поэтому я хочу рассказать об этом. 
Почти полвека в советские годы на территории всего Казахстана было 7-8 действующих мечетей: одна из них функционировала в моем родном селе Каргалы (в прошлом на территории села было три населенных пункта: п. Фабричный (Суконный комбинат), Куншыгыс-Каргалы и Майбулак).
Многие в те годы, да и сейчас, задают вопрос: почему именно здесь работал мусульманский храм, когда большая часть мечетей в республике была закрыта? История этой мечети связана с судьбой моего отца, имама Абдыкадыра-кари Иминова. Многие документы из архива имама сейчас находятся у меня, поэтому я решил ответить на этот вопрос. 
На территории Каргалы издавна кочевали два рода: левый берег одноименной реки принадлежал роду айкым из племени шапрашты, правый – жаныс из племени дулат. Хочется подчеркнуть, что они жили на Великом Шелковом пути. Представители этих родов всегда отличались богобоязненностью: у них были специальные юрты-мечети, где по пятницам и в мусульманские праздники люди собирались, чтобы совершить торжественный намаз. Известно, что некоторые из представителей этих родов совершали хадж.
Время шло. В 1886 году на правом берегу реки Каргалы на средства, собранные под руководством волостного правителя Сата Ниязбекова, была построена мечеть. Взносы вносили не только представители казахских родов жаныс и айкым, но и представители других этносов. Например, одним из спонсоров строительства мечети являлся известный татарский семиреченский купец Жакуп (Якуб) Сулейманов. Об этом до сих пор вспоминают потомки торговца, которые проживают в нашем селе. 
В первые годы после Октябрьской революции большевики, мечтая о мировой революции и заигрывая перед жителями национальных окраин СССР, проявляли относительную терпимость к исламу и мусульманским священнослужителям. Но, к сожалению, это продлилось недолго. Советская власть, после того как окрепла на местах, стала закрывать мечети и преследовать не только имамов, но и верующих мусульман. Конечно, была закрыта мечеть в нашем селе. А. Иминов встречался в 1930-х годах с имамом Алимкулом, при котором после революции была закрыта наша мечеть. Имам Алимкул принадлежал к роду жаныс. О его трагической судьбе я рассказал в документальном рассказе «Ночь», который опубликован. 
Советские мусульмане были оторваны от своих братьев-единоверцев в других странах, прекратили свою деятельность специальные мусульманские учебные заведения, которые готовили имамов. Национальные алфавиты были переведены вначале на латиницу, позже – на кириллицу. 
В середине 1930-х годов в наш край из далекого Кашгара попадает мой отец -  Абдыкадыр-кари Иминов (1917-1981). Что это был за человек? Абдыкадыр родился и вырос в древнем уйгурском городе Кашгаре (ныне – СУАР КНР), в юности принимал участие в национально-освободительном движении. Он принадлежал к роду ходжей, получил солидное религиозное образование в медресе Аппак-ходжи в Кашгаре, позже учился в медресе Мири-Араб в Бухаре (данные о кари имеются на сайте этого знаменитого учебного заведения, в научной литературе и даже в Википедии). Большая часть мусульманских священнослужителей в те годы была уничтожена или отправлена в лагеря или в ссылку. Отец чудом остался жив - благодаря дружбе с акыном Жамбылом Жабаевым (об этом немало написано в последние годы, поэтому повторяться не буду). Священный Коран и другая мусульманская литература уничтожалась, за хранение этих книг давали срок. Абдыкадыр-кари знал наизусть Коран, сходу переводил его на казахский или уйгурский языки, комментировал. Отец вспоминал, что за ним тогда было почти всегда постоянное наблюдение, в любой момент его могли арестовать. Кари мне рассказывал, что в те годы люди даже боялись традиционного мусульманского приветствия при встречах «Ассалам алейкум», стали здороваться со словами «сәлеметсіз бе» или «амансыз ба» (калька с русского слова «здравствуйте»). 
После начала Великой Отечественной войны отношение к исламу изменилось, деятельность священнослужителей легализовали. В это время в нашем селе вокруг отца сформировалась группа глубоко верующих мусульман в количестве 250 человек. Наиболее активными в ней были Малсак Накысбекулы, Ыстыбай Кеншимулы, Жунус Сарсенов, Сулеймен Турсынов, братья Кожамкул, Смагул и Жекебай Бейсеуовы, аксакалы Аббас, Сыдык, Сембай, Кожахмет и Жайлау. Абдыкадыр-кари вспоминал: «Этих людей я очень уважал. Они были людьми сильной воли, твердых убеждений, которые в страшные годы сталинских репрессий сохранили веру и открыто, не таясь, исполняли все мусульманские обряды, собирались по пятницам. Мы, наверное, были ближе друг другу, чем родные братья».
В 1943 году все 250 человек подписали заявление к властям с просьбой зарегистрировать их мусульманскую общину и разрешить открыть в селе Каргалы мечеть (поверьте, это был очень мужественный шаг моих земляков, не каждый мог так поступить!). Власти были вынуждены пойти навстречу: мечеть стала действовать, а мусульманская община села прошла регистрацию. Хочется подчеркнуть, что наша община была первой официально зарегистрированной на территории всего Казахстана. Это исторический факт, которым мы, каргалинцы, гордимся, а все остальные - должны помнить. На открытии мечети был акын Жамбыл Жабаев. Еще раз хочу напомнить, что он сыграл большую роль в регистрации мусульманской общины. Акын часто бывал в мечети, совершал здесь жума-намаз. 
Верующие мусульмане нашей мечети по рекомендации Жамбыла избрали имамом моего отца Абдыкадыра-кари.
Абдыкадыра-кари связывали очень теплые отношения с Жамбылом. В народе его называли «мулла Жамбыла». После кончины акына имам Абдыкадыр-кари по завещанию Жамбыла совершил обряд жаназы над телом усопшего.
 15-20 октября 1943 года в Ташкенте был созван 1 курултай (съезд) мусульман Средней Азии и Казахстана. Среди 160 делегатов курултая был и Абдыкадыр-кари Иминов - он был одним из представителей от Казахстана. Председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) был избран шейх, ишан Бабахан (интересный факт: до курултая ишан Бабахан был принят Сталиным).
В годы войны в мечети села Каргалы на жума-намаз (пятничная молитва) собирались сотни верующих, а во время айтов – до 10 тысяч мусульман со всей Алматинской области (молились не только в мечети, но и на обширной площади, которая в те годы была вокруг нее).
В каком состоянии было здание мечети? Верующим досталось довольно ветхое здание, где в советские годы была начальная школа (внешне это было обычное строение барачного типа). Мусульмане сами провели капитальный ремонт и вернули мечеть к жизни, а о спонсорах в те годы не могло и быть речи. Большой молитвенный зал мечети прежде был разбит на учебные кабинеты, поэтому пришлось его очистить. Мой отец с юности был прекрасным строителем: он трудился в первых рядах тех, кто возрождал мечеть. Убежден, если бы наша мечеть в 1943 году не попала в руки моих земляков-мусульман, она едва ли дожила бы до наших дней, разделив судьбу многих религиозных храмов в селах, которые были полностью разрушены после революции. 
А чем занимался имам и его сподвижники в годы войны? Во-первых, Абдыкадыр-кари был не только имамом, но и бригадиром в колхозе имени Ленина села Каргалы. В его бригаде были верующие мусульмане (в основном те 250 человек, обратившиеся к властям с просьбой об открытии мечети), которые не покладая рук вместе с другими колхозниками трудились во имя победы. В отцовском архиве сохранились документы, справки, рассказывающие об этом. Во-вторых, мусульманами нашего края были собраны десятки тысяч рублей, драгоценных металлов, вещей в Фонд обороны страны. У меня сохранились квитанции тех лет, подтверждающие этот факт. 
Конечно, в своих проповедях кари призывал к борьбе с фашистской Германией и всячески поддерживал тех, кто потерял родных и близких на фронте.

Исмаилжан Иминов, Жамбылский район

Другие новости

Грани его таланта

Грани его таланта

Если человек талантлив, то он талантлив во всем. Э...

  26.07.2024   139
Когда турник становится сценой

Когда турник становится сценой

Всем известно, что занятия спортом развивают как ф...

  26.07.2024   73
На крыльях мечты к городу  белых ночей

На крыльях мечты к городу белых ночей

В человеческой природе априори заложено желание со...

  26.07.2024   66
Жаксылык Сейитов: помочь другим и… стать счастливее

Жаксылык Сейитов: помочь другим и… стать счастливее

Девять лет назад в результате несчастного случая о...

  25.07.2024   207
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.