Тревожные будни спасателей
Люди редкой профессии
Старший смены трассового медико-спасательного пункта «Саркан» Борис Мухортов восемь лет отработал фельдшером «Скорой помощи». Работа не для слабонервных, но самые страшные картинки в жизни пришлось наблюдать, надев форму Комитета по чрезвычайным ситуациям.
По его словам, несерьезных ДТП не бывает, и в идеале эти ТМСП должны располагаться через каждые 50 километров на всех оживленных и аварийно опасных участках междугородных трасс. Но это может быть в будущем, а пока только за один год в Казахстане благодаря таким пунктам в живых после ДТП остается несколько сотен человек. Ведь пока «скорая», которую традиционно никто не пропускает, выберется из узких улочек ближайшего к аварии районного центра, пока она километров 20-50 или больше проедет по трассе... И это, если будет свободная бригада. А медики-спасатели ждут вызова прямо на дороге, выехать обязаны не позднее двух минут с момента получения информации. Время прибытия – не более 15 минут в своем регионе обслуживания, в нашем случае это полсотни километров в оба конца трассы Алматы-Усть-Каменогорск.
Вытащив людей из искореженной груды металла, медики-спасатели не станут ждать «скорую помощь». Каждый из них, в силу специализации - или профессиональный медик, или владеет медицинскими навыками. В смене дежурят пять человек: врач либо старший фельдшер, фельдшер, фельдшер-диспетчер – он на вызовы не ездит, а собирает и передает информацию остальным. Еще есть водитель-спасатель – он должен быть местным и как свои пять пальцев знать окрестности, и собственно спасатель, умеющий лучше других пользоваться разнообразными специальными приспособлениями. В их медико-спасательном реанимобиле есть оборудование, которого нет не то что в автомобилях «скорой», оно не во всякой больнице есть. Даже кран с раковиной стоит и вода не самотеком течет из бачка под потолком, а насосом подается. За прошлый год только трассовый медико-спасательный пункт «Саркан» обслужил 46 вызовов, в которых 58 человек пострадали, четверо скончались в момент аварии.
Государство создало медикам-спасателям на дорогах неплохие условия. Это типовое здание с двумя модулями: медицинский и служебный. В просторном пищеблоке большая электроплита и огромный холодильник. Есть душ и туалет внутри. В спальне обстановка более спартанская – четыре кровати в два яруса и телевизор, но зато современные средства связи, компьютер. Во дворе размеченная краской вертолетная площадка. Подъема и отбоя, как в армии, нет, рабочий день начинается в 8 утра.
Отдых - только вечером, если нет вызова. Днем, как и у пожарных, тренировки и еще раз тренировки – по части медицинской и спасательской. Благодаря им, водитель-спасатель запросто может первую помощь профессионально оказать, а фельдшер в роли спасателя, если понадобится, выступить. Достигается совершенно необходимый в их деле автоматизм, когда протянул руку и не глядя взял то, что тебе сейчас нужно. Плюс ежедневная физподготовка. Спасатели работают в режиме «один к одному», то есть 15 дней - на вахте и 15 дней - отдых.
- Выехать через две минуты – это реально? И ночью спать приходится в форме? Кто вас контролирует?
- Спать действительно приходится в форме, а берцы, быстренько натянув, обычно зашнуровываешь уже в автобусе. Ну, а кроме собственной совести, ведь счет идет на минуты, а то и на секунды, может быть еще и проверяющий из ОЧС, который будет стоять где-нибудь в сторонке и смотреть на секундомер.
- Как можно вас вызвать?
- Бесплатный звонок с любого мобильного оператора на номер 112. Если впопыхах его забыли, позвоните все равно куда: 101, 102, или 103. Пожарные, полиция или «скорая» сами сразу же нас вызовут. На дороге мы все равно будем первыми, для того и создавались ТМСП.
О некоторых моментах из службы медиков-спасателей рассказал фельдшер-диспетчер Алибек Сакыпов. Он далеко не всегда сидел на телефоне, пока остальные людей спасают.
... Водитель автобуса маршрута Алматы-Семей поздно заметил, что на трассе идет ремонт: неудачный маневр, и автобус ложится на бок. Скорость водитель сбросить успел, никто из пассажиров не погиб и серьезных травм не получил, но автобус упал на борт, где находится дверца. Пришлось изрядно повозиться, сперва разбивая стекла, а потом вытаскивая людей. Большинство отвезли на автовокзал Саркана, нескольких, с сильными ушибами и ссадинами – в больницу.
... Пятеро несовершеннолетних, взяв без спроса родительскую машину, поехали кататься. Уже был вечер, погода плохая, в пяти километрах от Саркана юный «водитель» слишком резко повернул руль, машина перевернулась и встала на бок. Двое в этот момент из салона вывалились, один отлетел на несколько метров, на второго упал автомобиль. Дверцы заклинило, одного в салоне зажало намертво. Парня, который умер на месте, из-под машины вытащили проезжавшие мимо. Остальных с помощью специального оборудования извлекали спасатели.
Работа коллективов ТМСП, которых в Казахстане уже 40, нелегка. Ведь они еще участвуют в ликвидации техногенных катастроф, помогают в случае ЧП на трассе зимой и даже принимают роды (!) в отдаленных аулах, как это было в Алакольском районе. Потому что они – спасатели, люди редкой профессии.
Василий Воробьев, Сарканский район.