Воскресенье, 19 Января 2025

Тревожные будни спасателей

Тревожные будни спасателей

Люди редкой профессии 

 

Старший смены трассового медико-спасательного пункта «Саркан» Борис Мухортов восемь лет отработал фельдшером «Скорой помощи». Работа не для слабонервных, но самые страшные картинки в жизни пришлось наблюдать, надев форму Комитета по чрезвычайным ситуациям. 

По его словам, несерьезных ДТП не бывает, и в идеале эти ТМСП должны располагаться через каждые 50 километров на всех оживленных и аварийно опасных участках междугородных трасс. Но это может быть в будущем, а пока только за один год в Казахстане благодаря таким пунктам в живых после ДТП остается несколько сотен человек. Ведь пока «скорая», которую традиционно никто не пропускает, выберется из узких улочек ближайшего к аварии районного центра, пока она километров 20-50 или больше проедет по трассе... И это, если будет свободная бригада. А медики-спасатели ждут вызова прямо на дороге, выехать обязаны не позднее двух минут с момента получения информации. Время прибытия – не более 15 минут в своем регионе обслуживания, в нашем случае это полсотни километров в оба конца трассы Алматы-Усть-Каменогорск.
Вытащив людей из искореженной груды металла, медики-спасатели не станут ждать «скорую помощь». Каждый из них, в силу специализации - или профессиональный медик, или владеет медицинскими навыками. В смене дежурят пять человек: врач либо старший фельдшер, фельдшер, фельдшер-диспетчер – он на вызовы не ездит, а собирает и передает информацию остальным. Еще есть водитель-спасатель – он должен быть местным и как свои пять пальцев знать окрестности, и собственно спасатель, умеющий лучше других пользоваться разнообразными специальными приспособлениями. В их медико-спасательном реанимобиле есть оборудование, которого нет не то что в автомобилях «скорой», оно не во всякой больнице есть. Даже кран с раковиной стоит и вода не самотеком течет из бачка под потолком, а насосом подается. За прошлый год только трассовый медико-спасательный пункт «Саркан» обслужил 46 вызовов, в которых 58 человек пострадали, четверо скончались в момент аварии.
Государство создало медикам-спасателям на дорогах неплохие условия. Это типовое здание с двумя модулями: медицинский и служебный. В просторном пищеблоке большая электроплита и огромный холодильник. Есть душ и туалет внутри. В спальне обстановка более спартанская – четыре кровати в два яруса и телевизор, но зато современные средства связи, компьютер. Во дворе размеченная краской вертолетная площадка. Подъема и отбоя, как в армии, нет, рабочий день начинается в 8 утра.
Отдых - только вечером, если нет вызова. Днем, как и у пожарных, тренировки и еще раз тренировки – по части медицинской и спасательской. Благодаря им, водитель-спасатель запросто может первую помощь профессионально оказать, а фельдшер в роли спасателя, если понадобится, выступить. Достигается совершенно необходимый в их деле автоматизм, когда протянул руку и не глядя взял то, что тебе сейчас нужно. Плюс ежедневная физподготовка. Спасатели работают в режиме «один к одному», то есть 15 дней - на вахте и 15 дней - отдых.
- Выехать через две минуты – это реально? И ночью спать приходится в форме? Кто вас контролирует?
- Спать действительно приходится в форме, а берцы, быстренько натянув, обычно зашнуровываешь уже в автобусе. Ну, а кроме собственной совести, ведь счет идет на минуты, а то и на секунды, может быть еще и проверяющий из ОЧС, который будет стоять где-нибудь в сторонке и смотреть на секундомер.
- Как можно вас вызвать? 
- Бесплатный звонок с любого мобильного оператора на номер 112. Если впопыхах его забыли, позвоните все равно куда: 101, 102, или 103. Пожарные, полиция или «скорая» сами сразу же нас вызовут. На дороге мы все равно будем первыми, для того и создавались ТМСП. 
О некоторых моментах из службы медиков-спасателей рассказал фельдшер-диспетчер Алибек Сакыпов. Он далеко не всегда сидел на телефоне, пока остальные людей спасают. 
... Водитель автобуса маршрута Алматы-Семей поздно заметил, что на трассе идет ремонт: неудачный маневр, и автобус ложится на бок. Скорость водитель сбросить успел, никто из пассажиров не погиб и серьезных травм не получил, но автобус упал на борт, где находится дверца. Пришлось изрядно повозиться, сперва разбивая стекла, а потом вытаскивая людей. Большинство отвезли на автовокзал Саркана, нескольких, с сильными ушибами и ссадинами – в больницу.
... Пятеро несовершеннолетних, взяв без спроса родительскую машину, поехали кататься. Уже был вечер, погода плохая, в пяти километрах от Саркана юный «водитель» слишком резко повернул руль, машина перевернулась и встала на бок. Двое в этот момент из салона вывалились, один отлетел на несколько метров, на второго упал автомобиль. Дверцы заклинило, одного в салоне зажало намертво. Парня, который умер на месте, из-под машины вытащили проезжавшие мимо. Остальных с помощью специального оборудования извлекали спасатели. 
Работа коллективов ТМСП, которых в Казахстане уже 40, нелегка. Ведь они еще участвуют в ликвидации техногенных катастроф, помогают в случае ЧП на трассе зимой и даже принимают роды (!) в отдаленных аулах, как это было в Алакольском районе. Потому что они – спасатели, люди редкой профессии. 

Василий Воробьев, Сарканский район.

 

Другие новости

Теплый комфорт для малышей

Теплый комфорт для малышей

Начало нового года принесло важные перемены для де...

  19.01.2025   85
Право платить меньше по ипотеке

Право платить меньше по ипотеке

До конца 2024 года казахстанцы получали вычет...

  19.01.2025   94
Мастер-обходчик Бинали Билалов

Мастер-обходчик Бинали Билалов

Простой, добрый, открытый, трудолюбивый и очень ск...

  19.01.2025   97
Учитель нации и судьба языка

Учитель нации и судьба языка

 Более 150 лет прошло со дня рождения казахск...

  19.01.2025   110
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2025. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.