Интересные факты о журналистике
Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Ещё Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные дощечки», на которых записывали хронику событий. Примерно с 911 года в Китае начал выходить «Цзинь бао» («Столичный вестник»).
Журналистика зародилась в Европе еще в Средневековье. Прародителями нынешних работников СМИ можно считать глашатаев, курьеров и герольдов, которые на центральных площадях городов и сел зачитывали указы монархов.
По сути издания, которые зародились много веков назад, но смогли удержать свои позиции и в XXI веке должны быть наиболее популярными среди читателей. Ан нет! Мировое лидерство принадлежит национальной японской газете «Йомиури симбун». Ежедневно ее читают примерно 10 млн человек, что сравнимо с населением Швеции или Венгрии.
Первый номер «Йомиури симбун» вышел 2 ноября 1874 года. Издание не только имеет свои представительства в наиболее крупных городах Японии, но и издает газету «Дейли Йомиури» (The Daily Yomiuri) — печатное средство массовой информации для японцев на английском языке, которое сейчас называется «Джепен ньюз» (The Japan News).
В XIX веке особую популярность получил американский альманах, выпуском которого убили сразу двух зайцев – ознакомили с полезными статьями по сельскому хозяйству и решили проблему с личной гигиеной у читателей. «Альманах старого фермера» издавался на мягкой бумаге, а в правом верхнем углу имел небольшое отверстие. Прессу после прочтения вешали на гвоздь в туалете и использовали ее как туалетную бумагу.
Откуда взялось выражение «газетная утка»?
«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».
Первая реклама на телевидении стоила 9 долларов. История платной телерекламы ведет свой отчет с 1 июля 1941 года. Именно в этот день в США по телевидению был показан десятисекундный ролик часовой фирмы «Bulova Watch Company». Заказчику он обошелся в девять долларов, включая изготовление.
В СССР годом рождения первой телерекламы является 1964 год. Именно тогда в эфир вышел короткометражный фильм с элементами мюзикла про кукурузу.
Журнал о богатстве и для богатых
Представьте себе издание, чья обложка украшена чистым золотом и инкрустирована бриллиантами. Именно такое необыкновенное оформление имеет эксклюзивное издание «Роял репорт» (Royal Report).
СМИ посвящено новостям и статьям о роскоши. И не только пишет о богатстве, но и предоставляет возможность получить райское наслаждение. За 229 тыс. долларов читателю предоставят годовую подписку на «Роял репорт» и право отдыха на любом из мировых курортов четыре раза в год. Приятный бонус — 12 часов полетов на частном реактивном самолете.
Табу на новости в Твиттере
У журналистов информационных агентств, наверное, самые быстрые ноги и скорость набора текста на клавиатуре. Отметим, что оперативностью, актуальностью и ценностью они зарабатывают себе имя. Но развитие информационных технологий и социальные сети смогли стать конкурентами для информационных агентств.
В стремлении быть первой и подавать уникальные новости компания «Би-би-си» (ВВС) запретила своим работникам публиковать новости на странице в Twitter, не уведомив перед этим коллег о том, что произошло.
Редактор по социальным медиа «Би-би-си» Крис Хамильтон официально объяснил решение компании тем, что приоритет медийного гиганта — оповещение не только читателей микроблога в социальной сети, но и всей аудитории информационного агентства.
Неологизм от певца Александра Градского
Не раз журналистам СНГ задают вопрос о происхождении слова «журналюга», полагая, что представители второй древнейшей профессии знают ответ на 100%.
В 1991 году в эфире программы «Пресс-клуб» разгорелся спор между российским исполнителем Александром Градским и телеведущей Кирой Прошутинской. В пылкой дискуссии певец впервые применил слово «журналюга», которое позже стало широко использоваться в народе.
Чтобы понять смысл неологизма, можно вспомнить его итальянский эквивалент «папарацци» — недобросовестный журналист, готовый переступить через нормы морали и закон, чтобы добыть новость-сенсацию.
Еженедельник для едоков
В Париже издатели решили с креативом подойти к выпуску печатного средства массовой информации. Понимая, что большинство французов пролистывают газеты во время приема пищи, они создали издание из специальной водонепроницаемой бумаги.
Над названием не пришлось долго раздумывать — «Соль и перец» пришелся как нельзя кстати. Своей идеей издатели избавили от мучений тех, кто читает газеты, не отрываясь от обеденного стола.
13-летний мальчик помог СМИ побить рекорд
Новость о 13-летнем мальчике Альфи Паттене, который усыновил собственного ребенка, взорвала Интернет после публикации в британском таблоиде «Сан» (The Sun). 8,8 млн человек буквально за неделю «проглотили» информацию английских журналистов и помогли изданию стать рекордсменом.
В течение первых суток видеоролик о Альфи Паттене и его 15-летней возлюбленной Шантель Стедман просмотрело более 4 млн человек, а сам факт рождения ребенка в столь раннем возрасте обсудили на форуме около 180 тыс. пользователей.
Из-за внушающих цифр таблоид попал в поле зрения общественной комиссии по жалобам на СМИ. Вот и стремись к рекорду после этого!
По материалам интернет-сми