О приоритетности педагогической профессии
Создание имиджа педагога – это длительный и сложный процесс, успешность которого зависит, прежде всего, от собственной оценки самого себя как учителя. Индивидуальная педагогическая культура определяется способностью учителя анализировать свою деятельность, положительно относиться к ней, создавать педагогические ценности. Какие бы методы и педагогические технологии не осваивал и не применял учитель, его стремление к постоянному совершенству своего мастерства, личностное влияние на духовный мир обучающихся всегда будет определяющим. Самое важное в работе учителя – призвание. Воспитанием и обучением подрастающего поколения могут заниматься только люди, очень любящие свое дело. Поэтому очень важно, чтобы на педагогические специальности шли выпускники, осознанно определившие для себя педагогическую специальность как самую приоритетную.
О повышении престижа профессии учителя говорил на третьем заседании Национального совета общественного доверия Глава государства Касым-Жомарт Токаев: «Для повышения привлекательности специальности следует повысить стипендию для будущих педагогов с 26 до 42 тысяч тенге. Предстоит также обеспечить профилизацию вузов и колледжей, осуществляющих подготовку кадров по педагогическим специальностям через усиление квалификационных требований. Вообще педагогов должны обучать и готовить специальные вузы. Я думаю, что Министерство образования примет соответствующее решение в этом направлении».
В этом направлении Министерством образования и науки уже начата работа: повышена стипендия студентам, желающим стать учителями, для педагогических специальностей на ЕНТ повышен проходной балл до 75-ти.
В последнее время после принятия Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», а также после перехода организаций образования в 4 четверти прошлого учебного года на дистанционное обучение, мы наблюдаем изменение взгляда общества на школу, на учителя, в целом, на образование. Думаю, каждый родитель осознал, насколько ответственно быть учителем. Он (учитель) должен не только научить, развивать в детях познавательную деятельность, показать пути решения проблем и применять полученные знания, но и суметь найти подход к каждому ребенку – это профессиональное мастерство, умноженное на внутреннее благородство, педагогический такт.
Будем надеяться, что последние реформы в образовании, направленные на улучшение труда учителя, его профессионального роста, привлекут в самую благородную профессию лучших выпускников школ. Для этого важно формировать позитивный социальный имидж учителей в социальных сетях и СМИ, хотя, к сожалению, часто на первый план выводят негативную информацию, о положительных примерах почти не говорят.
Кроме того, за свой профессионализм и безграничную преданность профессии учитель в форме морального стимулирования должен ощущать поддержку государства. Что, думаю, также повысит имидж педагога, о чем подчеркнул на третьем заседании Национального совета общественного доверия президент Касым-Жомарт Токаев: «Поддерживаю предложение о том, что мы должны всячески с государственной позиции поддерживать статус наших педагогов, сделать их очень известными людьми, уважаемыми в нашем обществе. Мы сейчас учредим специальную медаль. Это государственная награда, которая будет посвящена труду наших педагогов».
Так, Указом Главы государства уже в марте текущего года более 20 учителей получили государственные награды за заслуги в сфере образования. Министр образования и науки Аймагамбетов А.К. впервые вручил государственные награды педагогам «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы».
Ажикенова Гульмира Саулебековна, руководитель отдела внешней оценки качества
образования Департамента по обеспечению
качества в сфере образования Алматинской области.