Особенности дистанционного обучения
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в учебный процесс - все учреждения образования перешли на новый формат обучения – дистанционный. Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и педагога на основе информационных (компьютерных) технологий.
Как показала практика, учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме. В дистанционном обучении нами создается соответствующая информационно-образовательная среда, в которой доступ к нужным источникам информации наиболее удобно организуется для учащегося. Ведь одна из основных целей современной системы образования – умение работать с информацией.
Уроки могут быть представлены не только в печатном виде, но и аудиовизуальном с демонстрацией различных слайдов, видеоклипов. Задания могут быть нацелены на самостоятельную исследовательскую, поисковую, творческую деятельность, требующую создания самостоятельного решения проблемы.
Главное в дистанционном обучении - психолого-педагогическое мастерство педагога. Личностно-ориентированный подход предусматривает постоянное общение учащихся в процессе познавательной деятельности, их совместную деятельность, взаимодействие между собой и с учителем. Это сотрудничество, а не передача знаний.
Необходимо отобрать методы и технологии обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности, что включает в себя дискуссии; индивидуальную, парную, групповую деятельность. Использование дистанционных форм обучения, поощряющих развитие интеллектуальной, творческой деятельности (олимпиады, квесты, соревнования), позволит и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
Внимание обучающихся поддерживается с помощью вариативности заданий и разнообразных типов представления материала, смены видов деятельности. Неожиданные элементы в учебных курсах и разные формы работы вызывают всплески мозговой активности, пробуждают любопытство, что поддерживает внимание и улучшает запоминание материала.
Как показывает практика, в отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности учащихся. Необходимо в детях формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки.
Меруерт Пусырманова,
учитель начальных классов,
КГУ «СШ №6 имени А.С.Макаренко с ДМЦ»,
г. Талдыкорган.