В чем эффективность групповых занятий на уроках?
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», - писал Л.С.Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития»
Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?
· Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.
· Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
· В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки. Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся.
Понятие групповой работы
Групповая работа это обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве -образовательный подход в преподавании и учении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
1. класс на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач;
2. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 4-5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.
3. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое);
4. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- Обучения совершенствуется в условиях социальной среды, в которой учащиеся беседуют. Во время этой интеллектуальной гимнастики, учащиеся создают основу и смысл рассуждений.
Контроль учителя за групповой работой
1. Если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, то необходим контроль не только за ходом работы в группе, но и за ее организатором.
2. Для поддержки рабочего настроения следует определять время на выполнение задания. Это организует детей, они сразу включаются в работу. С самого начала ученики должны научиться дорожить каждой секундой, отведенной на выполнение работы.
3. наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;
4. взаимная проверка и контроль над выполнением задания в группе;
5. сообщение учащихся о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;
6. индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Учащиеся обучаются эффективнее при активном участии в процессе обучения. Исследователи утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами.
Камшат Мухаметкалиева,
учитель русского языка и литературы
средней школы №26 с дошкольным мини-центром Еркинского сельского округа г.Талдыкорган.