Качества чтения и понимания текста
Все мы знаем, что исследование PIRLS проводится в строгом соответствии с едиными инструкциями и правилами. Отбор школ проводится вероятностным методом. Из списка всех школ учитывается число учащихся обследуемой параллели. А так же формирование выборки школ для участия в исследовании включает два этапа: выбор регионов и выбор школ. Поэтому мы должны готовить учащихся каждый день.
Во всем мире начальная школа делает упор на обучение чтению. Так, особое внимание уделено организации процесса чтения именно в четвертом классе. Благодаря наличию в инструментарии исследования PIRLS анкет, представляется возможным проследить некоторые тенденции в организации обучения чтению и сравнить их с особенностями процесса обучения чтению в классах. Сюда мы отнесем программы стимулирования интереса к чтению и программы помощи учителям в совершенствовании процесса данного обучения.
Обычно, в этих программах процесс определен или для каждого года обучения, или для обучения в начальной школе в целом и рассматривает чтение либо как отдельный предмет, либо как часть обучения языку. Немаловажно в обучении чтению определение времени на различные виды работ. Следовательно, напрашивается вывод, что важны не только используемые методы обучения, но и количество времени на обучение чтению. От этого будет зависеть и сам результат. А так же хороший результат обучения чтению может быть в тех классах, в которых учителя больше времени уделяют дифференцированной работе.
Как перспективную задачу развития качества чтения и понимания текста необходимо ставить не на увеличение доли этой работы, а на усиление ее эффективности и качества.
Читательские умения, которыми лучше владеют школьники, я разделила на две группы: группа умений находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы и группа умений интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста. Первая группа умений имеет прямое отношение к тексту. При выполнении заданий учащимся требовалось найти в тексте информацию, представленную в явном виде, или, основываясь на тексте, сделать простые выводы. Вторая группа умений требовала большей степени абстракции, большей самостоятельности мышления и воображения, рассуждения о тексте.
Подводя итог, хотелось бы еще раз сказать: при регулярной работе учащихся над развитием качества чтения, изучая текст, учащиеся смогут устанавливать те связи, которые не высказаны автором напрямую, и они могут интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык) – все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности, соотношение позиции автора с собственной точкой зрения. Школьники смогут демонстрировать высокие показатели по группе умений извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и по группе умений интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.
Марина Утеулова,
учитель начальных классов,
СШ №2, г.Талдыкорган.