Суббота, 23 Ноября 2024

Качества чтения и понимания текста

Качества чтения и понимания текста

Все мы знаем, что исследование PIRLS проводится в строгом соответствии с едиными инструкциями и правилами.  Отбор школ проводится вероятностным методом. Из списка всех школ учитывается число учащихся обследуемой параллели. А так же формирование выборки школ для участия в исследовании включает  два этапа: выбор регионов и выбор школ. Поэтому мы  должны готовить учащихся каждый день.

 Во всем мире начальная школа делает упор на обучение чтению. Так, особое внимание уделено организации процесса чтения  именно в четвертом классе.  Благодаря наличию в инструментарии исследования PIRLS анкет, представляется возможным проследить некоторые тенденции в организации обучения чтению и сравнить их с особенностями процесса обучения чтению  в классах. Сюда мы отнесем программы  стимулирования интереса к чтению и  программы помощи учителям в совершенствовании процесса  данного обучения.

Обычно, в этих программах процесс определен или для каждого года обучения, или для обучения в начальной школе в целом и рассматривает чтение либо как отдельный предмет, либо как часть обучения языку. Немаловажно в обучении чтению  определение времени на различные виды работ. Следовательно, напрашивается  вывод, что важны не только используемые методы обучения, но и количество времени на обучение чтению. От этого будет зависеть и сам результат.  А так же хороший результат обучения чтению  может быть в тех классах, в которых учителя больше времени уделяют дифференцированной работе.

Как перспективную задачу развития качества чтения и понимания текста  необходимо ставить не на  увеличение доли этой работы, а на усиление ее эффективности и качества.

Читательские  умения, которыми  лучше владеют  школьники, я разделила на две группы: группа умений находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы и группа умений интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста. Первая группа умений имеет прямое отношение к тексту. При выполнении заданий учащимся требовалось найти в тексте информацию, представленную в явном виде, или, основываясь на тексте, сделать простые выводы. Вторая группа умений требовала большей степени абстракции, большей самостоятельности мышления и воображения, рассуждения о тексте.

Подводя итог, хотелось бы еще раз сказать: при регулярной работе учащихся  над развитием  качества чтения,  изучая текст, учащиеся  смогут устанавливать те связи, которые не высказаны автором напрямую, и  они могут интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык) – все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности, соотношение позиции автора с собственной точкой зрения. Школьники смогут демонстрировать   высокие показатели по группе умений извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и по группе умений интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.

Марина Утеулова,

учитель начальных классов,

СШ №2, г.Талдыкорган.

 

 

Другие новости

Особенному ребенку –  особый педагог

Особенному ребенку – особый педагог

«Ерекше бала - бір әлем, ал арнайы маман сол әлемн...

  22.11.2024   152
Вместе мы - сила: как  воспитать патриотов

Вместе мы - сила: как воспитать патриотов

«Актуальный тренд образования - патриотическое вос...

  22.11.2024   119
Новые грани сотрудничества

Новые грани сотрудничества

На днях в городе Каскелене, на базе частной школы...

  22.11.2024   92
Рецепт успеха сельской школы

Рецепт успеха сельской школы

Средняя школа №14 села Остемир Нуринского сельског...

  22.11.2024   92
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2024. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.