Вторник, 27 Июля 2021

Качества чтения и понимания текста

Качества чтения и понимания текста

Все мы знаем, что исследование PIRLS проводится в строгом соответствии с едиными инструкциями и правилами.  Отбор школ проводится вероятностным методом. Из списка всех школ учитывается число учащихся обследуемой параллели. А так же формирование выборки школ для участия в исследовании включает  два этапа: выбор регионов и выбор школ. Поэтому мы  должны готовить учащихся каждый день.

 Во всем мире начальная школа делает упор на обучение чтению. Так, особое внимание уделено организации процесса чтения  именно в четвертом классе.  Благодаря наличию в инструментарии исследования PIRLS анкет, представляется возможным проследить некоторые тенденции в организации обучения чтению и сравнить их с особенностями процесса обучения чтению  в классах. Сюда мы отнесем программы  стимулирования интереса к чтению и  программы помощи учителям в совершенствовании процесса  данного обучения.

Обычно, в этих программах процесс определен или для каждого года обучения, или для обучения в начальной школе в целом и рассматривает чтение либо как отдельный предмет, либо как часть обучения языку. Немаловажно в обучении чтению  определение времени на различные виды работ. Следовательно, напрашивается  вывод, что важны не только используемые методы обучения, но и количество времени на обучение чтению. От этого будет зависеть и сам результат.  А так же хороший результат обучения чтению  может быть в тех классах, в которых учителя больше времени уделяют дифференцированной работе.

Как перспективную задачу развития качества чтения и понимания текста  необходимо ставить не на  увеличение доли этой работы, а на усиление ее эффективности и качества.

Читательские  умения, которыми  лучше владеют  школьники, я разделила на две группы: группа умений находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы и группа умений интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста. Первая группа умений имеет прямое отношение к тексту. При выполнении заданий учащимся требовалось найти в тексте информацию, представленную в явном виде, или, основываясь на тексте, сделать простые выводы. Вторая группа умений требовала большей степени абстракции, большей самостоятельности мышления и воображения, рассуждения о тексте.

Подводя итог, хотелось бы еще раз сказать: при регулярной работе учащихся  над развитием  качества чтения,  изучая текст, учащиеся  смогут устанавливать те связи, которые не высказаны автором напрямую, и  они могут интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык) – все эти читательские умения предполагают значительную свободу в обращении с текстом, в частности, соотношение позиции автора с собственной точкой зрения. Школьники смогут демонстрировать   высокие показатели по группе умений извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и по группе умений интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.

Марина Утеулова,

учитель начальных классов,

СШ №2, г.Талдыкорган.

 

 

Другие новости

В Алматинской области ремонтируют школу с трещинами

В Алматинской области ремонтируют школу с трещинами

В городе Жаркент в 2017 году построили среднюю шко...

  19.07.2021   471
Что запрещено теперь приносить в школу?

Что запрещено теперь приносить в школу?

Приказом министра образования и науки РК утвержден...

  13.07.2021   832
Развивая творческие способности

Развивая творческие способности

«Если учитель имеет только любовь к делу, он...

  12.07.2021   888
В Панфиловском районе строят три школы

В Панфиловском районе строят три школы

В Панфиловском районе Алматинской области в настоя...

  09.07.2021   614
Создано на платформе Alison CMS © 2011-2021. Авторские права защищены законодательством Республики Казахстан.
Дизайн и разработка сайта от компании Licon.