Важность предшкольной подготовки
На сегодняшний день в системе дошкольного образования на первый план вышла проблематика своевременной и качественной подготовки детей-дошкольников к обучению в школе. Современному дошкольному образованию характерно наличие традиций в развитии, воспитании и подготовке детей к дальнейшей учебе в школе. Но в связи с тем, что все больше родителей отказывается от детских садов, возникает необходимость создать систему образования детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, чтобы обеспечить им равные стартовые возможности для дальнейшей учебы в начальной школе.
Организовывать предшкольную подготовку необходимо в соответствии со следующими педагогическими условиями, облегчающими интеллектуальную и социально-личностную адаптацию ребенка: личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка; моделирование образовательной среды, которая способствует его личностному и познавательному развитию; опора на достижения дошкольного детства; направленность на развитие творческих способностей детей-дошкольников в разных видах деятельности – игре, свободном общении, изобразительной деятельности, конструировании, театрализации и пр.
Главной целью предшкольной подготовки выступает формирование выраженной внутренней учебной мотивации, повышение уровня развития речи и сенсомоторной координации у ребенка. В ее результате у старших дошкольников отмечается ряд изменений: идет совершенствование психофизиологических функций, формируются сложные личностные новообразования, интенсивно развиваются познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью, возникает потребность интеллектуальной деятельности и овладения новыми знаниями.
Основная форма обучения детей в предшкольных группах – занятия, которые требуют познавательной активности, в частности - двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры. Организация предметной среды и жизненного пространства предшкольных групп базируется на принципах предметно-культурного насыщения пространства, предоставления детям прав изменения, украшения, преобразования пространства в соответствии с собственным замыслом, свободе выбора деятельности, соответствующей интересам и потребностям ребенка.
В ДОУ реализуют следующие цели и задачи непрерывного образования: приобщить детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развить его положительное самоощущение; развить инициативность, любознательность, способность творчески самовыражаться и др.
Работа с родителями – одно из значимых направлений воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Семья оказывает огромное влияние на развитие личностных черт ребенка, так как единство целей и задач социального и семейного воспитания детей заложено самой природой. Большое значение имеет взаимодействие ДОУ с семьей в современном мире. Только при поддержке со стороны семьи, возможно отследить динамику интеллектуального и физического развития ребенка. Учителя стремятся удовлетворять запросы родителей по развитию и воспитанию детей.
Педагоги проводят диагностику уровня развития ребенка, на основании чего планируется образовательный процесс, создается развивающая игровая среда. Учителя рассказывают об успехах детей, задачах, которые перед ним ставятся, и также получают информацию от родителей. Двусторонний поток информации, опыта и знаний, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество успешнее.
В рамках предшкольной подготовки проводится педагогическое просвещение родителей, ежегодно идет обновление банка данных о дошкольниках, которые не посещают ДОУ, выявляются причины непосещения и образовательные потребности этих детей, организуются группы кратковременного пребывания, отвечающие потребностям и интересам родителей. Работа такого рода способствует развитию позитивного общественного мнения об учреждении, повышая спрос на образовательные услуги, обеспечивая доступность качественных образовательных услуг, улучшая подготовку детей для дальнейшего обучения в школе и более легкому прохождению адаптации к новым социальным условиям.
В современных ДОУ сформирована единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечена применением единых комплексных и парциальных программ, и различных форм работы специалистов с воспитателями, родителями и детьми.
Одним из компонентов, помогающих определить готов ли ребенок обучаться в школе, является его психическое и физическое развитие. В связи с этим, одной из основных задач по интеграции ДОУ и школы является укрепление здоровья детей и повышение их сопротивляемости заболеваниям через систематическое закаливание, рациональный режим, правильное питание, создание условий для повышения самостоятельной двигательной активности.
П.ДЖЕКСЕМБАЕВА,
педагог дошкольного обучения,
г.Талдыкорган.