Право на достойную оценку труда педагога
В статьях Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» закреплено право педагога на материальное обеспечение и на поощрение, которые являются основой роста благосостояния педагога.
Поддержка инициатив, направленных на повышение благосостояния коснулись многих сторон образования. Каждый педагог, ведущий профессиональную деятельность в организациях образования разного уровня, почувствовал на себе все предусмотренные социальные гарантии. При этом особое внимание уделяется учителям сельских школ. Кроме поэтапного повышения заработной платы, предусмотрены доплаты за работу в сельской местности.
Гарантом планомерного повышения зарплаты выступает государство, но многое решает и сам учитель. Так возможность получить дополнительные доплаты при прохождении этапов аттестации – национального квалификационного тестирования и процедуры получения квалификационной категории – составляют от 30 до 50 процентов. Решение, на какую категорию подать заявление, принимает сам педагог. Этим правом воспользовались многие учителя нашей школы: по итогам аттестации почти половина из них получают стимулирующие выплаты по квалификационным категориям «педагог-исследователь» и «педагог-эксперт».
Сегодня можно смело говорить о том, что молодые специалисты, которые приходят в сельскую школу сразу после окончания вуза, получают эффективную поддержку со стороны государства, это значительно повышает престиж молодого педагога. Выпускник вуза может уже в первые годы работы, претендовать на получение стимулирующих доплат за квалификацию и повышать ее по итогам результатов профессиональной деятельности самостоятельно.
Действует Государственная программа предоставления мер социальной поддержки и льготного кредитования педагогов, прибывшим для работы и проживания в село. Все это дает возможность значительно повысить благосостояние педагога и снизить потребность в квалифицированных специалистах.
Также дополнительные выплаты имеют школьные педагоги со степенью магистра в сфере образования и педагоги, обучающие предметам «Биология», «Физика», «Химия» и «Информатика» на английском языке.
В нашей школе введен механизм подушевого финансирования, который предполагает создание фонда денежных выплат по итогам каждого учебного полугодия, в зависимости от результативности профессиональной деятельности. Финансовое поощрение лучших педагогов из резервов фонда составляет до 50 процентов от заработной платы. Кроме того, фонд позволяет минимизировать затраты педагогов на приобретение расходных материалов (мел, бумага) для организации учебно-воспитательного процесса и материально поддерживать участие педагогов в различных конкурсах.
Таким образом, у учителей появилась еще одна возможность получать достойную оценку своей профессиональной деятельности и государством, и общественностью.
Несомненно, что будущее страны зависит от качественного образования нового поколения. Обязательным условием для этого остается достойный уровень оплаты труда педагога и дальнейшее повышение уровня его благосостояния.
Татьяна Станкевич,
учитель химии и биологии школы-гимназии №1,
Сарканский район.