4171 км дорог проверено по Алматинской области
От качества дорог к качеству жизни.Именно так гласит девиз работников год назад созданного предприятия «Национальный центр качества дорожных активов». О новой структуре контроля качества дорог нашей газете рассказывает исполняющая обязанности директора Алматинского областного филиала НЦКДА Галия Асанова.
-Галия Темирхановна, расскажите, о цели создания данного Центра и его главных задачах?
- Контролировать качество строительства, реконструкции дорог как республиканского, так и местного значений, выявлять, где и какие дороги и каким методом следует ремонтировать. Мы ведем учет дорожных активов и экспертизу строительных материалов, документации. Изучая состояние дорог, мы анализируем также их безопасность, и аварийность, и экологию, и интенсивность движения, густонаселённость для снижения аварийности. Изучаем пешеходные зоны, их расширение, опасные подъёмы и спуски, пересечения с железными дорогами и многое другое. Цель - сделать дороги страны максимально безопасными, чтобы меньше людей погибали и получали травмы.
- Какие организационные вопросы пришлось решать в первую очередь? Как решались вопросы обеспечения нового объединения кадрами?
-Прежде всего, закупили новейшее современное оборудование, заключили договоры с потенциальными заказчиками для проведения экспертизы и качества дорог, проведения ведомственной экспертизы дорог на средний ремонт, диагностику полотна.
Пригласили специалистов, обучили их новым технологиям. Также подготовили документацию для прохождения аккредитации испытательной лаборатории.
-Расскажите о материально-технической базе НЦКДА? Какие проблемы существуют в этом направлении? В чем еще нуждается областной филиал?
-Наша испытательная лаборатория полностью оснащена актуализированной нормативной базой, позволяющая проводить все требуемые испытания, исследования, анализ строительных материалов и другие необходимые работы. При поддержке столичных коллег на дорогах области работает и передвижная современная лаборатория. Машина с камерами способна полностью зафиксировать состояние дороги, вплоть до каждого ее километра. Вся информация передается в центр. Благодаря системе управления дорожными активами можно наблюдать за состоянием всех дорог Казахстана. В этом году она поработала на многих участках дорог, как областного, так и республиканского уровней, например, провели диагностику дороги Алматы-Оскемен в том числе и интенсивность движения на той трассе.
-Насколько тесно работаете с местным акиматом? Получаете ли необходимую помощь и поддержку? Приведите примеры успешного сотрудничества в течение года.
-Конечно, мы же делаем одну большую работу во благо улучшения жизни населения. Многие вопросы решаем вместе с управлением пассажирского транспорта автомобильных дорог области. С апреля 2020 года начаты переговоры с отделами жилищно-коммунального хозяйства районных и городских акиматов. С конца мая планируем производить экспертизу дорог уже районного значения.
-Сколько километров дорог проверили в этом году?
- С января 2020 года по май 2020 нами были обследованы 4171 км дорог по Алматинской области. Из них 3551 республиканского и 620 км местного значения. Мы проверяем качество всех используемых дорожно-строительных материалов. А именно пригодность инертных материалов, содержание битума в асфальтобетонных смесях, водонасыщение, уплотнение. Работаем согласно нормативной документации. Часто используемое требование на асфальтобетонное покрытие – необходимое содержание битума, щебня, коэффициент уплотнения. Проверяем мосты и другие инженерные сооружения. Искусственные сооружения до принятия бетонной смеси нами заливаются кубики и через 7-28 суток испытывается на прочностные характеристики, а после установки изделий проверяется неразрушающим методом, молотком Кашкарова либо ультразвуковым прибором. Дорожные знаки нами контролируется прибором Ретрорефлектрометр, контролируется пленка на световозвращение, а также геометрические параметры.
- Своевременно ли устраняют выявленные недостатки подрядные организации, национальная компания АО «КазАвтоЖол»?
-Все выявленные замечания направляются письменно заказчику дороги АО «Казавтожол» и подрядной организации. В течение определенного времени необходимо их устранить. Бывают, затягивают со сроками. Но пока нам не приходилось обращаться в суд?
- Какие серьезные недочеты, замечания выявлены во время самых разных проверок на трассах области?
-Несоответствие коэффициента уплотнения, водонасыщения асфальтобетонной смеси, несоблюдение температурного режима, что привело к крошению покрытия и другие.
-Стали ли наши подрядные организации более ответственными после появления контролирующего качества дорог Центра?
-Да, конечно. Они сами просят произвести входной контроль материалов. И только после нашего анализа принимают решение- использовать его или нет.
-Расскажите о достижениях за прошедший год. Какие конкретные работы проведены после ваших проверок. Какие участки дорог восстановлены после вмешательства непосредственно специалистов областного филиала ?
-По автодороге Алматы-Капчагай было переустроена разметка более 2 км как в прямом так и в обратном направлении, которая не соответствовала требованиям НД. Дорожные знаки по автомобильной дороге Алматы-Капчагай км 45-77 также были заменены. Битумная эмульсия, применяемая по автодороге к подъезду к Иссыкскому озеру также заменена.
-Насколько эффективны взыскания? Достаточна ли система штрафов? Или необходимо применять более жесткие меры к тем, кто считает, что можно строить дороги, нарушая принятые нормы и требования?
- Считаю, что фирмы, систематически строящие дороги с нарушениями, необходимо внести в черный список. Это позволит значительно повысить качество строительных работ.
- В течение года специалистами областного уровня проводилась большая профориентационная работа. Расскажите об этом более подробно. Кто знает, может это интервью поможет кому-нибудь из нынешних ребят, оканчивающих школу, определиться с будущей профессией.
- К сожалению, в дорожной сфере очень мало хороших специалистов. А они очень нужны. Поэтому встретились с выпускниками более 50 школ по всей Алматинской области. Мы порекомендовали школьникам выбирать специальность строительство автомобильных дорог, мостов и аэродромов, сметчика. Все профессии, связанные с развитием дорожной отрасли, строительства очень важны для страны. Поэтому и сейчас призываю выпускников связать свою судьбу с дорожной отраслью, где имеются большие перспективы для профессионального и личностного роста.
Жанар Мыктыбаева.