Бригада № 13: «Мы всегда спешим на помощь»
- Бригады… Вызовов много поступает! Пятая, четырнадцатая вы освободились?... 24 часа в сутки, семь дней в неделю, ранним утром и поздней ночью в Талдыкорганской диспетчерской скорой помощи звонки не прекращаются ни на минуту, а время на выезд исчисляется секундами. Впереди целые сутки напряженной работы, и никто не знает, чем обернется их смена, где они окажутся, сколько боли и слез увидят. Мы провели один день с экипажем скорой помощи и увидели все своими глазами, попалась нам бригада №13, где работают профессионал своего дела - фельдшер Ардак Ержанова и не менее опытный водитель Карпат Раймбеков.
В скорой помощи они трудятся уже долгое время. Их рабочий график начинается с восьми утра и длится 12 часов. Но они в деле уже с семи утра, так как им нужно принять смену, проверить реанимобиль, пополнить запас медикаментов - все в норме, ожидание оказалось недолгим, первый вызов поступил тут же.
- Тринадцатая, выезжайте в микрорайон Новостройка, бабушке плохо, поднялось давление… - Заявка принята, выезжаем!... С этого вызова и начался наш рейд со «скорой» города Талдыкоргана. Неотложка за три минуты была уже на месте.
Бабушке 71 год, она обратилась с жалобами на высокое давление. Ардак Сатыбалдинова сразу стала расспрашивать о самочувствии пациентки. Вежливое обращение с больным дает больше шансов медработнику сблизиться с ним, начать откровенный разговор и узнать, что же беспокоит человека, а значит, быстрее поставить предварительный диагноз.
Как оказалось, дочь бабули только вчера вышла из колонии, волнение и дало о себе знать. Да и к тому же не выпила вовремя препараты, это и привело к высокому давлению.
«Пока не разговариваем, не шевелитесь, как себя чувствуете?», - говорит фельдшер. Результаты кардиограммы отклонений не выявили, госпитализация не требуется. Оказав всю необходимую помощь, дав таблетированные препараты, женщина в белом халате сделала внутривенный укол, после чего давление начало потихоньку снижаться.
После каждого вызова Ардак Сатыбалдиновна обязана заполнить карту пациента, но не успевает, следует следующий вызов. По пути, не упуская возможности, мы узнали, как такая хрупкая и нежная на первый взгляд женщина, пришла в несамую легкую профессию. Но, как оказалось, за 35-летний стаж работы в «скорой» характер поневоле становится жестким и непоколебимым.
- Я пришла на работу с 18 лет, в 1987 году я закончила Талдыкорганское медучилище и по направлению попала в Аксускую ЦРБ, работала там в скорой примерно год, вышла замуж и с тех пор в Талдыкоргане. У меня один сын, работает летчиком в Шымкенте, есть двое внуков, - успела рассказать она.
И вот мы у порога дома по улице Пушкина, на этот раз все серьезно, у молодой девушки гипертония, в момент вызова у нее сильно упало давление, что привело к галлюцинациям. Это был повторный вызов, поэтому в результате обследования было принято решение о госпитализации. Девушку повезли в Многопрофильную больницу города Талдыкоргана.
Мать пациентки была не «в духе», женщина вела себя грубо по отношению к фельдшеру, но и ее можно понять, стрессовая ситуация, каждая мать переживает за своего «ребенка», которому порой за 30. По словам Ардак Ержановой, это только цветочки, ягодки бывают пострашнее. Работа сопряжена с большой опасностью, так как часто приходится выезжать на чрезвычайные происшествия, семейные скандалы, да и зачастую пациенты не всегда бывают безобидными.
- Когда мы приезжаем на вызов, мы не знаем, что нас ждет. Ведь порой больные бывают в алкогольном, наркотическом опъянении, бывают агрессивные, возбужденные, - сказала она.
Хорошо что, у фельдшеров есть незаменимые помощники – водители, которые в любой ситуации придут на защиту, если потребуется, помогут с тяжелым оборудованием.
- Водители нам во всем и всегда помогают, придерживают систему, помогают шинировать, когда нужно обезболить, давление мерить, пока ЭКГ снимешь, сахар определишь, а время у нас ограничено 20-25 минут на каждого пациента, в зависимости от тяжести заболевания тратишь 40 минут. Да еще и больше половины времени на вызове занимает бумажная работа: оформление больного, описание причины вызова, - сказала она.
К слову, в независимости от того, мужчина врач или женщина, ему нужно быть в хорошей физической форме, так как только сумка с лекарствами весит около 10 кг, не говоря уже об ЭКГ, тяжелом кислородном ингаляторе и дефибрилляторе.
Сидя в машине, на ум невольно приходят разные мысли: для скольких людей эта карета стала надеждой на жизнь, а от мысли, что это место оказалось последним для кого-то, пробирала дрожь.
Голоса диспетчеров, доносящиеся из рубки, вернули нас в реальность, мы были уже на дачах «Красный камень», где без должного освещения и отсутствия табличек с названиями улиц, водителю приходилось кружить по району в поисках нужного адреса. Как рассказал Карпат Райымбеков, это не единственная проблема, с которыми сталкиваются водители «скорой», хуже всего, когда тебя встречает разъяренная собака, зачастую породы алабай – смеется он.
Еще одна сложность - тесные дворы и парковка, теряются драгоценные минуты, а ведь в экстремальных случаях они играют решающую роль. Не редкость, когда в многоэтажках не работает домофон, тогда бригаде приходится наугад звонить соседям и просить открыть дверь, а минуты идут…
Пока мы беседовали с водителем, фельдшер Ардак Ержанова уже вышла от пациентки, которая жаловалась на боли в желудке.
Все… едем на базу, проехав половину пути, поступает новый вызов от соседки предыдущей пациентки, едем обратно… Встретила нас маленькая пожилая бабушка, переступив порог дома, мы почувствовали холод не только от незатопленной печи, а еще от того, что не было в доме уюта. В ходе беседы мы узнали, что живет женщина одна, жаловалась она на давление, но показатели были в норме.
По словам фельдшера, такие ситуации бывают часто, это когда пенсионеры вызывают скорую для того, чтобы просто померить давление, но лучшее лекарство для стариков - это внимание. Они вызывают нас не из-за болезни, а просто хотят с кем-то поговорить.
- Раньше нам было намного легче, пациенты были проще, вежливее, а сейчас грубят, тыкают и указывают, что делать. В 90-е годы мы ездили только на вызовы, когда человек без сознания, с отдышкой, сердечной болью, повесился, вены порезал, ДТП, астма, а сейчас, если порежут пальчик, набирают 103. Народ не знает, для чего им нужна скорая, расстраиваются, вызывают скорую, даже если плачет ребенок. Вот с детьми особенно тяжело, а именно с их родителями, они не знают простых вещей. Когда им объясняешь, что мы экстренная служба, они не понимают. Некоторые в три часа ночи хотят пройти обследование, требуют отвести в стационар, а потом еще и обратно. Звонят нам, когда нет лекарств в доме, а в аптеку идти лень. Порой пациенты вызывают участкового врача, а после нас, чтобы сравнить назначение, - с огорчением рассказывала она.
По статистике, в смену поступает более 2000 вызовов по области, среди них порядка 50-100 необоснованны. По городу 300-350 вызовов в день.
Экипаж тратит свое время на человека с пустым диагнозом, а в этот момент кто-то на самом деле нуждается в помощи. Это говорит о том, что у населения нет солидарной ответственности за здоровье между медицинскими работниками и гражданами. Полностью избавиться от ложных звонков вряд ли удастся, вместо похода к лечащему врачу некоторым горожанам легче набрать на телефоне 103, ведь не придется стоять в длиннющих очередях поликлиники. Но жители, кажется, забывают, что задача скорой - экстренная помощь и спешит она, чтобы спасать жизни.
Следующим на коммуникатор фельдшера Ардак Ержановой поступает вызов с жалобой на сердце. Выезжаем в приемник-распределитель города Талдыкоргана, но там скорую ждали, а нас, журналистов, нет. Ведь этот объект находится под строгим контролем правоохранительных органов.
К слову, о коммуникаторе - у фельдшеров есть планшеты, на них можно сразу же принимать вызовы, заносить все данные, скидывать обратно, ведется полная запись разговора, можно дать скриншот любого вызова. Каждые пять минут на смартфоны поступают по несколько вызовов. Как утверждают фельдшеры, с внедрением новых технологий работа облегчилась. Но все равно на сегодняшний день специалисты «скорой» перевыполняют нагрузку аж в разы.
По нормативам, одна бригада должна обслуживать 15 вызовов, но в реальности один экипаж выполняет 27-28 вызовов в сутки, а то и больше.
Никто не жалуется, как говорит Ардак Ержанова, мы знали, куда идем. «Это наша профессия и мы должны спасать людей, вне зависимости от того, что перевыполнили мы часы или нет», - подчеркнула она.
За сутки у бригады №13 не было времени даже покушать, только к часам трем появилось 10 минут свободного времени. И то половину из них они потратили на подзарядку оборудования. Эти люди ценят каждую минуту, а то и секунду, ведь они знают, что доля секунды может стать решающей для кого-то…
На часах 8 утра следующего дня, Ардак Ержанова и Карпат Райымбеков сдают смену и идут на отдых. Попрощавшись с нами, они сказали, что смена эта еще была тихой.
За все время, проведенное с экипажем, мы что только не увидели: высокая температура у ребенка, на улице человеку стало плохо, приступ астмы, высокое давление, подозрение на аппендицит, вывих ноги и многое другое.
Когда все видишь своими глазами, мировоззрение меняется. Легко говорить сидя на диване, что «Скорая» не работает и постоянно не успевает, а когда ты сам побывал в их «шкуре», понимаешь, насколько нелегкая работа у спасателей жизни…
Артель атаманом крепка
Вместе со своими сотрудниками без сна находится и главный врач областной станции скорой и неотложной медицинской помощи Канат Калдыбаев. Он всегда на связи и переживает за каждого своего специалиста.
Нам удалось встретиться с ним лично, и задать ему несколько вопросов.
- Сколько бригад в вашей команде?
- Начну с того, что станция скорой помощи обслуживает более двух миллионов населения области. На сегодня у нас есть одна станция, 21 отделение, 39 пунктов скорой неотложной медицинской помощи и два отделения санитарной авиации. В области 165 круглосуточных выездных бригад, из них 121 бригады неотложки. При ПМСП 44 бригады скорой помощи. Сейчас нас поделили на две части, одна принадлежит областной станции, а другая всем районным подразделениям и поликлиникам. У нас есть больше двадцати общепрофильных врачебных бригад, специализированных – одиннадцать, из них кардиологических – 9, интенсивная терапия – это одна бригада и для психических больных еще одна. В области 165 санитарных автомашин, из них 108 окрашенные в желтый цвет. В области работают 54 врача и 626 средних медработников.
К тому же, у министерства здравоохранения мы запросили еще 80 машин, так как в наш регион необходимо 200 машин, с таким перенапряжением работают наши бригады, но, несмотря на это, все параметры соблюдаются.
Как можно устроиться к вам на работу?
- К нам очень трудно попасть, отбор сложный. К нам могут устроиться на работу только терапевты, педиатры и врачи скорой помощи. Зачастую многие не могут выдержать такую работу, через некоторое время уходят от нас. Специфика работы скорой помощи в умении быстро принимать решения, ставить предварительный диагноз, не имея возможности полноценного обследования и имея минимальный набор средств. Поэтому главное качество в работе наших сотрудников – это стрессоустойчвость, оперативность, четкость и непоколебимость.
К слову, мы обучили всех своих сотрудников, вплоть до водителей, они могут оказать первую медицинскую помощь, конечно это норма, но мы гордимся этим.
Какими новшествами вы можете похвалиться?
- С декабря прошлого года мы перешли на единую диспетчерскую службу Алматинской области, которая находится в городе Талдыкорган в первой поликлинике. В одну смену там работают порядка 30 человек. Они принимают звонки со всего региона. Если раньше в каждом районе была своя скорая помощь, на сегодняшний день - это единая система «Комек-103». Преимущества этой программы в том, что это сокращает время вызова, все машины у нас с GPS, мы видим в реальном времени с точностью до секунды их местоположение.
У нас был такой случай – на границе двух районов, Талгарского и Илийского, ранили человека. Люди не могли дозвониться, звонили с Талгара, но попадали в Илийский район, а сейчас все вызова попадают к нам и мы еще на местах в крупных районах поставили свои подразделения диспетчерской службы, потому что наши диспетчера могут не знать расположение некоторых аулов, улиц, а местные знают.
Люди зачастую жалуются на несвоевременный приезд скорой, в чем причина?
- У нас есть определенные градации, по которым мы ездим. Время доезда по первой категории положено 10 минут, по второй категории 15 минут, по третьей и по четвертой поликлинической службе они должны подъезжать в течение часа.
У нас многие пациенты хотят, чтобы по их звонку мы «пулей» были на месте. Но это не возможно: пробки, неправильные адреса, машины, оставленные в неположенном месте и имеются многие другие обстоятельства. Но наши специалисты стараются изо всех сил. Ведь они знают, что самое драгоценное – это время.
Нужно стараться всегда говорить симптомы правильно, например, звонят, говорят, что умирает человек, мы отправляем туда бригаду первой категории, а по приезду обнаруживаем девушку, у которой истерика из-за разрыва отношений с парнем. Да и такое бывает! Или наоборот болит желудок, а на самом деле у человека инфаркт, то есть мы должны туда лететь, а если есть боли в животе в течение 30 минут, должны обслуживать. Люди должны правильно объяснять симптомы. Население должно быть насторожено, это и есть солидарная ответственность за здоровье человека. То есть мы отвечаем за ваше здоровье, но пациент не должен забывать, что он тоже в ответе сам за себя. Правильный образ жизни, правильное питание, спорт и так далее.
У вас сейчас есть возможность обратиться к читателям, чтобы вы им сказали?
- Хотелось бы, чтобы население относилось с вниманием к нам, медик, который приезжает, он один на один находится с пациентом, он должен быстро среагировать и быстро отработать, оказать помощь и доставить пациента при необходимости в стационар. Вы знаете, какие эмоциональные нагрузки приходятся на наших сотрудников, молодые девушкиприезжают на ДТП и видят месиво. В мирное время они находятся на войне, потом приходят и идут обслуживать какого-нибудь неуравновешенного человека, который начинает грубить и оскорблять. Справедливо ли такое отношение?! Общество тоже должно знать и об этой стороне. Желаем Вам крепкого здоровья, а мы в свою очередь круглые сутки готовы прийти к вам на помощь!
Памятка при вызове «скорой помощи».
Служба «скорой помощи» - ЭКСТРЕННАЯ медицинская служба, в чьи обязанности входит оказание помощи при УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ состояниях:
- Дорожно-транспортных происшествиях,
- Падениях с высоты,
- минно-взрывных, огнестрельных, ножевых ранениях,
- Ожогах, утоплениях, электротравмах;
- Потере сознания, судорогах;
- Острых кардиологических заболеваниях (инфаркт миокарда и др.);
- Острых отравлениях;
- Острой боли в животе;
- И других заболеваниях, представляющих _непосредственную_ УГРОЗУ ЖИЗНИ человека.
Скорая помощь НЕ БУДЕТ, т. К. НЕ ОБЯЗАНА:
- Выписывать справки, больничные листы и рецепты;
- Расписывать терапию заболевания, оказывать консультационные услуги;
- Лечить, применять препараты сверх установленных «стандартами лечения»;
- Госпитализировать по просьбе или при заболеваниях, не требующим госпитализации согласно «стандартам оказания помощи».
- Госпитализировать в нужную Вам больницу;
- Нести сумки с пожитками госпитализируемого;
- «Просто послушать», снимать ЭКГ «на всякий случай»;
- Осматривать «заодно» и других членов семьи;
- Разбирать семейные конфликты, читать лекции о вреде алкоголизма;
- Помогать перевернуть, поднять, подмыть бабушку;
- Помогать наряжать ёлочку;
- Оказывать помощь домашним питомцам.
Помните, что:
- Дети до 1 года жизни в большинстве случаев госпитализируются вне зависимости от диагноза;
- Большинство больных с болями в животе подлежат госпитализации;
- В случае поездки в больницу для консультации возвращаться домой вам придется уже самостоятельно, вне зависимости от времени суток;
- Сотрудника «скорой» невозможно обмануть или удивить;
- «Скорая» НИКОГДА не снимает ботинок!
Уважаемые пациенты! У большинства приехавших к вам сотрудников 103 за плечами сотни спасенных жизней. И ОЧЕНЬ тяжелая работа – бригады сутками не покидают машин, работают без возможности нормально поесть и отдохнуть.
Алуа Кожахмет
Айжан Джайлаубаева
Фото Руслана Кадырова