Этот загадочный сакральный мир
Рухани жаңғыру
«Все течет, все изменяется», - сказал когда-то один из древнейших мыслителей. Подтверждением этому философскому изречению, ставшему одним из законов философской науки, является вся история человечества – от первобытнообщинного строя и до дней сегодняшних.
Да, все преходяще в этом мире! Исчезают цивилизации, народы, государства и культуры. Рухнула Римская империя, пал Вавилон, исчезла с лица земли древняя Ассирия, а до этого ушли в небытие древнейшие цивилизации индейских племен майя и ацтеков. Самым крупным событием новейшей истории стал распад Советского Cоюза – основы и столпа коммунизма и коммунистических идей.
Вечными остаются только исторические загадки и тайны, над которыми ломают головы и копья ученые всего мира, а также сохранившиеся памятники материальной культуры да древнейшие рукописи на пергаментах.
Если от Древнего Рима и Древней Греции остались величественные колонны бывших дворцов и статуи, в Европе, Азии, других частях света – остатки древних городов, в жарком Египте – пирамиды фараонов, то пока что белым пятном в исторической науке является прошлое Великой казахской степи – основы величественной кочевой цивилизации номадов. Бесспорно, есть множество свидетельств в трудах древних историков и путешественников о прошлом Улы Дала. К примеру, та же греческая легенда о кентаврах – полулюдях-полулошадях появилась на свет после путешествия древних греков в казахские земли. Есть у нас и города, разрушенные в результате бесчисленных войн, есть другие сакральные памятники различных эпох. Но большее осталось под пластом столетий, под пластом земли и в архивах и музеях России, Китая, Египта, других стран Европы и Азии. И все это необходимо кропотливо изучать, исследовать, разгребать и раскапывать, возрождать и возвращать казахской земле и ее народу. И роль программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в этом направлении станет, бесспорно, решающей и направляющей. Возрождение кода нации, исследование памятников материальной культуры, составление карты сакральных памятников – вот одна из составляющих программы «Рухани жаңғыру». В реализации этих планов, несомненно, должны принимать участие все граждане страны - каждый, кто считает себя патриотом Отечества, обязан внести свою лепту в эту общенациональную идею.
В Енбекшиказахском районе есть село Корам. На 112-м километре Кульджинской трассы имеется указатель, показывающий вправо: «Корам – 8 км».
Эту благодатную для земледелия местность люди облюбовали еще в древности. До сих пор жители села при строительстве домов и работе на полях находят глиняные и керамические черепки от сосудов, а иногда сохранившиеся глиняные сосуды для хранения зерна, кувшины и другие предметы, датируемые учеными-археологами V-II веками до нашей эры. Первое упоминание о Кораме появилось в записях Чокана Валиханова во время его путешествия в Кашгарию. Название села, предположительно, связано с именем Корам батыра – уроженца этих мест, который вместе со своими сарбазами уничтожил войско джунгар в Согетинской долине. Корам в XIX веке называли «второй Бухарой», так как сюда за советом и знаниями стекались священнослужители ислама не только с Жетысуского края, но и других областей, а также Кыргызстана, Узбекистана, Татарстана, Башкортостана.
Вот такова богатейшая история этого аула. Но рассказ в этом материале пойдет о других, не менее удивительных археологических находках вблизи аула, которые обнаружил или, вернее, обратил на них внимание житель этого аула Ержакып Сатынбеков.
Все земельные угодья бывшего совхоза в ходе разгосударствления были разделены в виде паев между работниками хозяйства. Как-то, возвращаясь домой после работы на своем участке, располагавшемся рядом с проселочной дорогой, он обратил внимание на валуны, которые большими кучами были разбросаны по другую сторону дороги, в небольшой долине, примыкавшей к полям. Ержакып – человек любознательный, интересующийся историческими, археологическими, географическими и другими научными фактами. Поэтому в выходной день он решил совершить экскурсию на своей старенькой машине в заинтересовавшее его место.
То, что предстало перед его глазами, поразило воображение. Для обычного человека ничего необычного здесь вроде бы и не было: поле как поле, камни как камни, одиноко растущие деревья, трава и кустарники... Но внимательный глаз героя этого материала обнаружил много удивительных фактов. По всей долине были проложены дороги, вымощенные камнями явно рукотворного происхождения. Их невозможно было сразу заметить, так как весь участок уже зарос дикой травой. И все эти дороги вели к одному месту, где явно в далекие времена люди занимались производством, возможно, плавили металл, так как Ержакып обнаружил несколько углублений в земле, напоминающих остатки древних печей. Здесь же он нашел множество небольших круглых камней с отверстиями в центре. Нетрудно было догадаться, что все они предназначались для какой-то определенной цели и были сделаны рукой человека. А все камни и валуны были явно привезены сюда с гор, так как почва долины была глинистой.
В последующем Ержакып продолжил свое исследование. В километрах пяти-шести от этой долины, у подножья гор он обнаружил огромные валуны-скалы с наскальными рисунками - изображениями диких и домашних животных, сценами охоты.
В этих же местах расположились шесть сакских курганов, посредине которых находилось какое-то возвышение, отличавшееся от них своими формами. Курганами жителей Алматинской области не удивишь, но что это за возвышение, которое расположилось прямо в центре? Вопрос этот не давал покоя. Заглянув в Интернет, Ержакып нашел снимок, сделанный со спутника. Это возвышение оказалось четырехугольной квадратной пирамидой, верхушка которой осыпалась с течением времени.
И что удивительно: такие же пирамиды были обнаружены на дне озера Сайран, которое находится в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, что, в общем-то, совсем недалеко от нас. Китайцы пригласили для исследования пирамид водолазов из России, а потом в срочном порядке засекретили их. Все это Ержакып узнал, копаясь в Интернете.
Теперь можно только выдвигать версии о происхождении нашей и китайских пирамид. Кто и с какой целью воздвиг их?
Возможно, они вообще неземного происхождения и некие пришельцы из космоса оставили свой след на нашей земле. А почему в центре сакских курганов? Вопросов больше, чем ответов...
Кстати, когда Ержакып обнаружил наскальные рисунки, он съездил в Есик и поставил в известность сотрудников музея, расположенного в сакских курганах. Они пообещали обследовать археологический объект. К сожалению, у них, видимо, не нашлось времени для изучения этого объекта. Возможно, корамской пирамидой, как и наскальными рисунками, заинтересуются ученые из Института археологии и этнографии?
Мы ищем сакральные места и объекты. А они находятся рядом с нами. Просто никто их не замечает. Чтобы уверенно идти в будущее, нужно опираться на прошлое и помнить о прошлом. Это аксиома. Наши предки следовали этому постулату.
Ерганат Уралбаев,
Енбекшиказахский район.